19:58
Развитие технических навыков в классе баяна.

Развитие технических навыков в классе баяна.

 

Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок по классу баяна в музыкальной студии – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с обучающимся, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта.

Цель урока – выявление основных элементов техники игры на баяне. Определение основных принципов и методов работы над развитием и совершенствованием технического мастерства обучающегося.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: индивидуальная.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление изученных теоретических знаний (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика);
  • продолжение формирования практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).

Развивающие:

  • развитие слуха;
  • координация движений;
  • активизирование образного музыкального мышления через различные виды деятельности.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к музыке;
  • воспитывать эстетический вкус;
  • воспитывать усидчивость, собранность.

Здоровьесберегающая:

  • развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память;
  • рациональная организация урока: физкультминутка, упражнения на расслабление мышц;
  • чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и разбором нового музыкального материала).

Методические приемы:

  • словесный, наглядный, практический;
  • активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию обучающегося;
  • прямая и наводящая формы воздействия;
  • развитие мышления.

Оборудование: 2 баяна (обучающемуся и преподавателю), 2 стула, нотные пособия, пульт.

 

Репертуарный план урока:

1. Упражнения.

2. Гаммы

4. Пьесы, этюды

 

Структура урока.

I.Организационный момент.

Представление обучающемуся круга задач, стоящих перед ним.

II.Основная часть:

1) Упражнения.

«Разучивая только художественный материал, и не занимаясь технической работой, обучающийся будет отставать в технической стороне исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определенных хорошо отработанных двигательных навыков» (В.Демченко).

Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. В процессе работы над этим материалом, а также и при исполнении музыкальных произведений, необходимо помнить, что успешное техническое развитие обучающегося – баяниста зависит от многих факторов:

  • посадка,

  • постановка инструмента и рук,

  • техника ведения меха,

  • аппликатура,

  • координация движений правой и левой руки,

  • темп,

  • штрихи.

С первого дня обучения игре на баяне необходимо следить за правильностью посадки обучающегося. Посадка рассчитана на то, чтобы обучающийся чувствовал себя как можно удобнее.

«Постановка рук» - а это формирование навыков свободных и рациональных движений на клавиатуре. Прежде, чем перейти к занятиям на музыкальном инструменте, важно освоить мышечную свободу и умение управлять мышцами в самых простейших движениях рук.

Начинать можно с подготовительных упражнений без инструмента. Любое действие рук производится сокращением определенной группы мышц. Необходимо добиваться того, чтобы сокращение одних мышц не вызывало напряжения других, не участвующих в работе. Такие упражнения я провожу с обучающимися и им они очень нравятся:

1. Исходное положение: руки свободны. Поднять и вытянуть их перед собой.

Затем одна рука остаётся в горизонтальном положении, а другая в расслабленном состоянии падает вниз и качается подобно маятнику.

2. Руки опущены вниз и полностью расслаблены, Резко сжать в кулак пальцы

левой руки, а затем, расслабляя мышцы, разжать кулак, в это время правая рука совершенно свободна.

3. Упражнения для кистей и пальцев рук, сидя за столом:

Приподнять кисть и дать ей упасть на подушечки пальцев. Повторить движение правой, затем левой рукой, далее попеременно, и, наконец, обеими руками одновременно.

«Считалка» - ритмизация стихов выполняется поочередно каждым пальцем вначале правой, затем левой рукой при одновременном произнесении текста вслух.

4. Упражнения (с инструментом):

«Кисточка» - для расслабления запястья. Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз.

«Перелёты и приземления» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.

Упражнения с воздушным клапаном («Самолет летит», «Ветерок», «Ветер», «Буря»)

Упражнения, способствующие развитию технических навыков трудно разделить на определённые периоды обучения, так как выбор темпа прохождения материала соразмерно способностям конкретного обучающегося. Но весь цикл упражнений можно поделить на несколько этапов. Начальный этап работы включает в себя следующие учебные задачи:

  • знакомство с элементами музыкальной грамоты;
  • организация двигательного аппарата, формирование игровых, инструментальных навыков;
  • развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти.
  • воспитание самостоятельности, инициативности, самоконтроля в работе с инструментом.

Работа идёт от простого к сложному.

На следующем этапе появляются новые задачи:

  • тщательная отработка начальных упражнений;
  • игра мажорных гамм, хроматических, знакомство с минорными гаммами;
  • овладение штрихом стаккато, сочетание различных штрихов;
  • введение упражнений для овладения арпеджио мажорных и минорных гамм;
  • освоение аккордовой техники.

2). Гаммы, арпеджио.

Помимо начальных упражнений, которые обучающийся уже играет более осознанно, основной акцент ставится на работе над гаммами.

Гаммы – не простое ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного технического продвижения вперёд. Систематическая и последовательная работа над этим материалом - необходимое условие выработки основных игровых навыков и умений.

Успешная работа над гаммами, арпеджио и аккордами помогает преодолеть многие технические трудности:

1) позволяет лучше сделать выбор рациональной аппликатуры;

2) создаёт мелкую и свободную пальцевую беглость;

3) способствует координации движений обеих рук;

4) плавности ведения меха и смены направления его движения;

5) помогает более точному исполнению различных штрихов и нюансов разнообразными приёмами звукоизвлечения.

Исполнение гамм разными штрихами помогает обучающимся развивать качественную артикуляцию. Кроме того, игра гамм, арпеджио и аккордов способствует закреплению теоретических знаний на практике, развивает у обучающихся чувство лада и метроритма.

Развитие техники идёт успешно лишь в том случае, если перед обучающимся при каждом проигрывании гаммы или арпеджио ставить определённую музыкальную задачу.

 

3) Проведение физкультминутки.

Так как ребенок быстро устает, утомляется, необходима смена деятельности. Для этого хорошо подходят физические упражнения в виде игры. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».

«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.

Так же к смене деятельности можно отнести ритмические упражнения:

Я проигрываю пьесу, обучающийся определяет характер. По нотам разбираем ритмический рисунок, и при повторном проигрывании я играю аккомпанемент , а обучающийся отстукивает ритм мелодии. Я играю мелодию – обучающийся стучит сильные и слабые доли.

Данное упражнение поможет развитию навыка чтения с листа: вижу – узнаю - слышу- играю.

4) Пьесы, этюды

Обучающемуся будет полезно узнать на конкретных примерах, как используют композиторы гаммаобразные последовательности в своих произведениях и насколько разнообразно они звучат в том, или ином музыкальном контексте.

При разборе нотного текста я приучаю своих обучающихся к определенному порядку:

Обязательно знать автора, название пьесы, как правило, эта информация детьми опускается. Темп, характер, тональность, размер, а дальше строение мелодии – фраза, предложение. Ознакомление с мелодией – что вижу – говорю сразу. Обучающийся должен узнавать строение мелодии – поступенное движение, скачками, интервалы, движение по звукам гаммы, трезвучия. А так же необходимо проговорить ноты вслух по фразам (выдерживая длительности), простучать ритмический рисунок.

Такой детальный разбор облегчает и делает понятным первое проигрывание нотного текста.

5.Заключение

В. Сафонов писал: «Даже в самых сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука. Упражнение важно играть с напором и даже с некоторым спортивным увлечением.

И наоборот, небрежная игра без должного контроля за качеством выполнения и без определённых звуковых целей дезорганизует ученика, вредно отражаясь на исполнении разучиваемых произведений».

Непременным условием осознанной работы баяниста в начальной стадии разучивания инструктивного материала является игра в медленном темпе. При такой игре исполнитель успевает осмыслить извлекаемые звуки, их метро-ритмическую организацию, аппликатуру, целесообразность движений. Осознанная, вдумчивая игра способствует скорейшему приобретению и закреплению навыков, автоматизации движений.

Автоматизация движений является непременным условием в достижении технического мастерства.

6. Домашнее задание.

8. Отметка.

 

Подготовила педагог дополнительного образования

Чурсина Ирина Николаевна

Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 4023 | Добавил: Katringus