12:30
Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся

Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся

Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного педагога. Чтобы научить учащегося творчески подходить к знаниям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в домашней работе.

Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Прививать ученику общую культуру, открыть эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием скрипичного мастерства.                    

Дарование и мастерство музыканта – педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Опытный педагог органично сочетает в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков ученика – и обучение, т.е. передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы. Из опыта моей работы с малоспособными учащимися могу сказать, что такая работа не только дает пользу учащемуся, но и обогащает методы работы самого преподавателя. Если способный ученик или ученик со средними данными сам может выучить произведение наизусть, то с малоспособным приходиться заниматься этим на уроке. Научить его ориентироваться в тональности, внимательно вслушаться в мелодию, пропеть ее.                                      

Можно попробовать дать для разбора нетрудный этюд на дом, предварительно на уроке разобрав аппликатуру другого подобного этюда. Затем, на следующем уроке, подробно разобрать продуманную и выученную учеником  дома аппликатуру. Причем, отметить и достоинства, и недостатки этой работы. Такая схема подходит к любому произведению. Если учащегося нацелить сразу на такой стиль работы, то он быстро поймет, что это наиболее короткий путь грамотного разбора и выучивания произведения наизусть. В дальнейшем, он и сам не захочет усложнять работу переучиванием аппликатуры и сразу будет творчески подходить к такой работе.    

Психологические трудности выступления на сцене и критерии их оценки

Мастерство музыканта-педагога проявляется в том, насколько точно он может выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Этому может способствовать атмосфера творчества, взаимопонимания, доброжелательности, которую необходимо создать у себя в классе.   Как правило, у одного преподавателя может быть от 4-х до 7-ми учащихся с разной степенью подготовки и дарования. Поэтому, необходимо создать в классе обстановку здорового соперничества и бережного отношения к личности учащегося. Особенно ранимы менее способные ученики, поэтому в работе с ними надо соблюдать особый такт и ни в коем случае не допускать насмешек и упреков, относящихся или к их скромным данным, или к недостаточной в прошлом подготовке. Это может выработать у ученика комплекс неполноценности и тогда не может быть и речи ни о какой работе с ним. Он замкнется, все время будет внутренне «зажат», что не даст возможности его роста и может привести к тому, что такой учащейся бросит работать. Хотя при другом подходе из него получился бы грамотный, добросовестный, интересующийся своей работой, повышающий свой профессиональный уровень ученик.

Выступления малоспособных учащихся надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им уверенность в своих силах и побуждает к работе над более сложными  произведениями. Таким учащимся надо точно и четко объяснять их достоинства и недостатки. Достоинства всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них избавляться.                                                                                      

У малоспособных учащихся существует «боязнь» плохой оценки. Если они получают тройку, то настроение у них падает, заниматься начинают с неохотой. Ну, например, нужно объяснить учащемуся, что хорошую крепкую тройку тоже нужно заработать упорным трудом. И если педагог доволен занятиями данного учащегося, то тройка – это этапная оценка. Надо спокойно работать дальше и результат будет выше. Можно поощрять добросовестных учащихся несколько завысив оценочный балл (это может быть даже полбалла).                                                                              

В самом начале моей работы  я после занятий с малоспособными учащимися ощущала неудовлетворенность и усталость. Но затем, когда поняла, что многим учащимся помогла, дала возможность достойно трудиться на избранном пути, то решила работать в этом направлении  дальше и совершенствовать методы работы с такими учащимися, увидела, что такая работа не только приносит пользу учащемуся, но и заставляет меня более интенсивно совершенствовать свое мастерство. Преподавателю приходится быть более зорким, более чутким, стараться выбрать более короткий путь в достижении своей цели, искать самому такой путь, вырабатывать свои методы работы. Причем для каждого учащегося приходится искать путь отдельно. То, что для одного учащегося подходит очень хорошо, для другого является неприемлемым. 

Есть учащиеся, игра которых изобилует «срывами», они часто из-за ошибок не могут доиграть произведение до конца. Такие учащиеся очень боятся сцены (я подчеркиваю – не волнуются, а именно боятся). Поэтому не могут реализовать себя на сцене. Проанализировав такие ситуации и поговорив с учащимися, я пришла к выводу: боятся они потому, что чувствуют неуверенность, а неуверенны они потому, что не могут играть без ошибок.  Значит, надо снять «комплекс ошибок». Учащиеся даже боятся не самих ошибок, а того, что не смогут доиграть до конца произведение, не смогут после ошибки вспомнить текст. Я решила провести эксперимент. Девочке, которая особенно часто ошибалась и плохо держалась на сцене, я предложила пронумеровать такты в произведении. Потом, по количеству тактов нарезать бумажных квадратиков и пронумеровать их тоже. Затем, вытаскивая по одному квадратику, уметь сыграть наизусть с того такта, который указан в квадратике. Через месяц девочка уверенно и стабильно отыграла программу на сцене, а ее уверенность позволила показать ее достижения, которые ранее сводились к минимуму из-за нервной игры.

Педагог по классу скрипки Ревина Ирина Александровна

Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 936 | Добавил: Katringus