14:36 Портфолио ребенка в учреждении дополнительного образования | |
Зайцева Ирина Германовна
педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТД и Ю г.Королев Портфолио - ( англ. Portfolio ) портфель, папка для важных дел или документов, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах. (Словарь терминов). Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство пргресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. (Педагогический терминологический словарь). Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм. В последнее время в оценочной деятельности отмечаются, как минимум, две тенденции. Во-первых, к оцениванию активно привлекаются сами учащиеся, что укрепляет их умение учиться и развивает субъективную позицию в целом. Во-вторых, отмечается чрезмерное внимание к количественной оценке. Таким образом, актуальной стала необходимость поиска методик оценки качества. Как оказалось, портфолио может восполнить этот пробел на разных уровнях и в разных областях образования (что очень важно для учреждений дополнительного образования с его многообразием образовательных направленностей), так как позволяет провести наглядное сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями. Вместе с тем, практика внедрения портфолио показывает, что эта форма педагогической работы эффективна не только при оценивании деятельности детей, но и при комплексном решении педагогических задач в образовательном процессе от мотива до контроля. Особенно важно и интересно использование технологии портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой (в учреждениях дополнительного образования дети занимаются начиная с младшего дошкольного возраста, а заканчивают – старшим школьным), так как позволяет обеспечить их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму. Порфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе, как о личности и ученике и представить себя окружающим. Тогда портфолио будет не просто «портфелем достижений» или «папкой роста, развития и достижений» ребенка, портфолио станет мостом, соединяющим мир представлений ребенка о себе для себя (образ «я») и мир представлений о себе для других. Кроме того, портфолио несет перспективный характер, отражает накопленный багаж развития ребенка в разных областях и видах деятельности, дает возможность выявления потенциального приоритетного направления в его развитии на следующем возрастном этапе, следующем уровне образования. Специфика портфолио как педагогической формы зависит от целого ряда условий, среди которых значимыми являются возрастные особенности развития ребенка и образовательная программа, которую он осваивает. Портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и педагоги, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка и взрослого зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения. Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для внеситуативно-личной формы общения ребенка с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, ребенок обязательно обращается к взрослым, постигая отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса. Еще один важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий. И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию. Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе. Примерное положение о портфолио учащегося в учреждении дополнительного образования Общее положение Настоящее положение о портфолио обучающегося в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ должно быть рассмотрено Попечительским советом, Методическим советом и утверждено приказом директора. Портфолио обучающегося является одним из средств качественного обновления системы оценивания деятельности обучающихся. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени. Настоящее положение устанавливает примерные требования к структуре составления портфолио обучающегося. Участниками работы над портфолио являются сами обучающиеся, их родители, педагоги дополнительного образования и администрация УДОД. Одним из основных условий составления портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними. Цель портфолио – отслеживание и оценивание динамики индивидуального и личностного роста обучающегося, поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности. Основными задачами применения технологии портфолио являются: - формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие учебной мотивации; - формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту; - создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я – реальный», «я – идеальный»); Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию, формирование адекватной самооценки обучающихся; - формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату; - содействие успешной социализации обучающихся. 3. Структура портфолио. Портфолио состоит из нескольких разделов. Раздел 1. «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом: личные данные, его автобиография, личные фотографии, анкета. Раздел 2. «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения обучающегося. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты. Оформляется раздел в форме таблицы с приложением. Раздел 3. « Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание участия в мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождения курсов, различного вида практик, спортивных достижений. Раздел 4. « Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики, данные родителями, детьми и педагогами. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в УДОД структурой в папке накопителе с файлами на бумажных носителях и\или в электронном виде. При необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов и родителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности. Модель электронного портфолио учащегося в учреждении дополнительного образования ПОРТФОЛИО Фамилия…………………………………………. Имя………………………………………………….. Место для фотографии Отчество………………………………………….. Учреждение……………………………………… …………………………………………………………. …………………………………………………………. Период, за который представлены документы и материалы: с………………………. 20….г. по ……………………. 20….г. Личная подпись учащегося …………………………… (………………………) МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г.Королев 20…. г. Раздел 1. «Мой портрет» Фамилия………………………………………………………………………. Имя……………………………………………………………………………… Отчество………………………………………………………………………. Дата рождения………………………………………………………………. Место рождения…………………………………………………………….. Гражданство…………………………………………………………………. Ф И О родителей…………………………………………………………… ……………………………………………………………………………………. …………………………………………………………………………………… Домашний адрес……………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………. Домашний телефон………………………………………………………… Мобильный телефон……………………………………………………… Место учебы ( общеобразовательной)……………………………….. Место учебы (дополнительной)………………………………………… …………………………………………………………………………………….. Объединения:………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………….. Разрешите представиться, меня зовут Я,……………………………………………………………… Я люблю……………………………………………………… Мне нравится………………………………………………... Мне не нравится…………………………………………….. Мои интересы………………………………………………... Мои друзья…………………………………………………… Я умею…………………………………………………………. Я могу научить других………………………………………. …………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………….. Раздел 2. «Портфолио документов» (таблица и приложение) № п\п Дата Название мероприятия Уровень мероприятия Результат Раздел 3. «Портфолио работ» ( таблица и приложение) № п\п Дата Название творческой работы, проекта (название мероприятия) Техника исполнения (направленность) Раздел 4. «Портфолио отзывов» Отзывы Рецензии работ и проектов Характеристики Пожелания | |
Категория: Научно-методическая деятельность | Просмотров: 3712 | |