Главная » 2017 » Май » 29 » Портфолио ребенка в учреждении дополнительного образования
14:36
Портфолио ребенка в учреждении дополнительного образования
Зайцева Ирина Германовна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦРТД и Ю г.Королев

Портфолио - ( англ. Portfolio ) портфель, папка для важных дел или документов, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах. (Словарь терминов).
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство пргресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку. (Педагогический терминологический словарь).

Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм.
В последнее время в оценочной деятельности отмечаются, как минимум, две тенденции. Во-первых, к оцениванию активно привлекаются сами учащиеся, что укрепляет их умение учиться и развивает субъективную позицию в целом. Во-вторых, отмечается чрезмерное внимание к количественной оценке. Таким образом, актуальной стала необходимость поиска методик оценки качества. Как оказалось, портфолио может восполнить этот пробел на разных уровнях и в разных областях образования (что очень важно для учреждений дополнительного образования с его многообразием образовательных направленностей), так как позволяет провести наглядное сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями.
Вместе с тем, практика внедрения портфолио показывает, что эта форма педагогической работы эффективна не только при оценивании деятельности детей, но и при комплексном решении педагогических задач в образовательном процессе от мотива до контроля.
Особенно важно и интересно использование технологии портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой (в учреждениях дополнительного образования дети занимаются начиная с младшего дошкольного возраста, а заканчивают – старшим школьным), так как позволяет обеспечить их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму.
Порфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе, как о личности и ученике и представить себя окружающим. Тогда портфолио будет не просто «портфелем достижений» или «папкой роста, развития и достижений» ребенка, портфолио станет мостом, соединяющим мир представлений ребенка о себе для себя (образ «я») и мир представлений о себе для других. Кроме того, портфолио несет перспективный характер, отражает накопленный багаж развития ребенка в разных областях и видах деятельности, дает возможность выявления потенциального приоритетного направления в его развитии на следующем возрастном этапе, следующем уровне образования.
Специфика портфолио как педагогической формы зависит от целого ряда условий, среди которых значимыми являются возрастные особенности развития ребенка и образовательная программа, которую он осваивает.
Портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Важный вклад при этом вносят родители и педагоги, которые участвуют в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка и взрослого зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. А это все становится точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения.
Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для внеситуативно-личной формы общения ребенка с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, ребенок обязательно обращается к взрослым, постигая отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это позволяет ребенку удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса.
Еще один важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий.
И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию.
Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе.
Примерное положение о портфолио
учащегося в учреждении дополнительного образования
Общее положение
Настоящее положение о портфолио обучающегося в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ должно быть рассмотрено Попечительским советом, Методическим советом и утверждено приказом директора.
Портфолио обучающегося является одним из средств качественного обновления системы оценивания деятельности обучающихся. Портфолио следует рассматривать как индивидуальную папку ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за определенный период времени.
Настоящее положение устанавливает примерные требования к структуре составления портфолио обучающегося.
Участниками работы над портфолио являются сами обучающиеся, их родители, педагоги дополнительного образования и администрация УДОД. Одним из основных условий составления портфолио является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
Цель портфолио – отслеживание и оценивание динамики индивидуального и личностного роста обучающегося, поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Основными задачами применения технологии портфолио являются:
- формирование установки на учебную, познавательную активность, развитие учебной мотивации;
- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
- создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я – реальный», «я – идеальный»);
Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию, формирование адекватной самооценки обучающихся;
- формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату;
- содействие успешной социализации обучающихся.

3. Структура портфолио.
Портфолио состоит из нескольких разделов.
Раздел 1. «Мой портрет». Здесь содержатся сведения об учащемся, который может представить его любым способом: личные данные, его автобиография, личные фотографии, анкета.
Раздел 2. «Портфолио документов». В этом разделе должны быть представлены сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения обучающегося. Здесь учащийся представляет дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты. Оформляется раздел в форме таблицы с приложением.
Раздел 3. « Портфолио работ». Учащийся представляет комплект своих творческих и проектных работ, описание участия в мероприятиях, конкурсах, конференциях, прохождения курсов, различного вида практик, спортивных достижений.
Раздел 4. « Портфолио отзывов». Он включает в себя отзывы, рецензии работ, характеристики, данные родителями, детьми и педагогами.

Портфолио оформляется в соответствии с принятой в УДОД структурой в папке накопителе с файлами на бумажных носителях и\или в электронном виде.
При необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов и родителей, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.
Модель электронного портфолио учащегося в учреждении дополнительного образования

ПОРТФОЛИО
Фамилия………………………………………….

Имя………………………………………………….. Место для фотографии

Отчество…………………………………………..

Учреждение………………………………………

………………………………………………………….

………………………………………………………….

Период, за который представлены документы и материалы:

с………………………. 20….г. по ……………………. 20….г.
Личная подпись учащегося …………………………… (………………………)

МБОУ ДОД ЦРТДиЮ
г.Королев
20…. г.

Раздел 1. «Мой портрет»

Фамилия……………………………………………………………………….

Имя………………………………………………………………………………

Отчество……………………………………………………………………….

Дата рождения……………………………………………………………….

Место рождения……………………………………………………………..

Гражданство………………………………………………………………….

Ф И О родителей……………………………………………………………

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………


Домашний адрес…………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….


Домашний телефон…………………………………………………………

Мобильный телефон………………………………………………………

Место учебы ( общеобразовательной)………………………………..

Место учебы (дополнительной)…………………………………………

……………………………………………………………………………………..

Объединения:…………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………..

Разрешите представиться, меня зовут

Я,………………………………………………………………

Я люблю………………………………………………………

Мне нравится………………………………………………...

Мне не нравится……………………………………………..

Мои интересы………………………………………………...

Мои друзья……………………………………………………

Я умею………………………………………………………….

Я могу научить других……………………………………….

……………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………..

Раздел 2. «Портфолио документов» (таблица и приложение)

п\п

Дата

Название мероприятия

Уровень мероприятия

Результат

Раздел 3. «Портфолио работ» ( таблица и приложение)


п\п

Дата

Название творческой работы, проекта
(название мероприятия)

Техника исполнения
(направленность)

Раздел 4. «Портфолио отзывов»

Отзывы

Рецензии работ и проектов

Характеристики

Пожелания


 
Категория: Научно-методическая деятельность | Просмотров: 29 | Добавил: Katringus