15:40
"Портфолио обучающегося в учреждении дополнительного образования" стр.692
Публикация в сборнике научных трудов и материалов научно-практических конференций  АСОУ (выпуск 3)  педагога дополнительного образования Зайцевой Ирины Германовны. "Портфолио обучающегося в учреждении дополнительного образования" стр.692

УДК 37.022
ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зайцева И. Г., МБУДО
«Центр развития творчества детей и юношества»,
педагог дополнительного образования Россия,
Московская обл., г.о. Королёв
E-mail: irina.g.zaytseva@gmail.com
Аннотация.

В статье рассматриваются различные аспекты использования портфолио обучающегося в системе дополнительного образования как в оценочной деятельности, так и при комплексном решении целого ряда педагогических задач. Annotation. The article considers various aspects of using the portfolio of the student in the system of additional education, both in evaluation activity and in the complex solution of a whole series of pedagogical tasks. Ключевые слова: дополнительное образование; портфолио; оценка качества; «портфель достижений»; рефлексия. Keywords: additional education; portfolio; quality control; «portfolio of achievements»; reflection. Портфолио (англ. Portfolio) – портфель, папка для важных дел или документов, собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах [1]. Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку [2]. Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм. В последнее время в оценочной деятельности наметились как минимум две тенденции. Во-первых, к оцениванию активно привлекаются сами учащиеся, что укрепляет их умение учиться и развивает субъективную позицию в целом. Во-вторых, отмечается чрезмерное внимание к количественной оценке. Таким образом, актуальной стала необходимость поиска методик оценки качества. Как оказалось, портфолио может восполнить этот пробел на разных уровнях и в разных областях образования (что очень важно для учреждений дополнительного образования с его многообразием образовательных 693 направленностей), так как позволяет провести наглядное сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями (приложения 1, 2). Вместе с тем практика внедрения портфолио показывает, что эта форма педагогической работы эффективна не только при оценивании деятельности детей, но и при комплексном решении педагогических задач в образовательном процессе от мотива до контроля. Особенно важно и интересно использовать технологию портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой, обеспечивая тем самым их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму. Портфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе как о личности и ученике и представить себя окружающим. В этом случае портфолио не просто «портфель достижений» или «папка роста, развития и достижений» школьника, а некий мостик, соединяющий мир представлений ребенка о себе для себя (образ «я») и мир представлений о себе для других. Кроме того, портфолио несет перспективный характер, отражает накопленный багаж развития ребенка в разных областях и видах деятельности, дает возможность выявления потенциального приоритетного направления в его развитии на следующем возрастном этапе, новом уровне образования. Специфика портфолио как педагогической формы зависит от целого ряда условий, среди которых значимыми являются возрастные особенности развития ребенка и образовательная программа, которую он осваивает. Портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. Большое значение имеет помощь родителей и педагогов в составлении портфолио. В совместной деятельности ребенка и взрослого зарождается и осознается обоюдное регулирование поведения ребенка. В процессе работы над портфолио естественным образом создаются ситуации, когда детям и взрослым приходится обсуждать различные проблемы, сомневаться по разным поводам, советоваться и находить компромиссы. Такие моменты становятся точкой приложения воли ребенка и ответственности за собственный рисунок поведения. Кроме того, работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для внеситуативно-личностной формы общения ребенка с авторитетными взрослыми. Составляя портфолио, ребенок обязательно обращается к взрослым, постигая отличия в компетентности детей и взрослых, осваивает социальные контексты, способы обмена сообщениями и навыки субординации. Все это 694 позволяет ему удерживать нить общения и даже влиять на ход и результат коммуникативного процесса. Еще один важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий. И наконец, оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию. Портфолио дает возможность ребенку достойно представить себя, показав сильные стороны своей личности, создав благоприятное впечатление о себе.
Список использованных источников: 
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
2. Радченко, И. А. Учебный словарь терминов рекламы / И. А. Радченко. – Воронеж : ВФ МГЭИ, 2007. - 114 с.
Категория: Научно-методическая деятельность | Просмотров: 444 | Добавил: Katringus