14:20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО
Составитель - педагог дополнительного образования Германцева Елена Сергеевна

Я глубоко убеждена, что образование и воспитание – это длительный, вдумчивый процесс жизни, сама жизнь, а отнюдь не подготовка к будущей жизни. Как педагог, я считаю, что в своём желании научить ребенка тому, что я умею сама, я должна ориентироваться не столько на конечную цель, на результат, сколько на выбор тех путей и дорог, которыми я поведу за собой своего ученика – ребёнка. Дороги, по которым нам предстоит пройти вместе – это и есть наше с ребенком общение, наше взаимодействие, наши общие успехи и поражения, наше сотворчество, содружество, совместный труд. И именно поэтому мне кажется таким важным вопрос установления доверительного позитивного, плодотворного общения-взаимодействия между педагогом-музыкантом и его учеником.
Думаю, со мной согласится большинство в мире музыкальной педагогики, если я скажу, что от установления нужного контакта между педагогом и ребенком – это тот архиважный момент, от которого зависит результативность всего процесса обучения, воспитания и развития учащегося.
Всемирно известный русский пианист и педагог Генрих Нейгауз тоже писал об этом: «Возможно, полное взаимопонимание учителя и ученика – одно из важных условий плодотворности педагогического процесса».
Вопрос межличностных отношений педагога и ученика сегодня приобрел особую значимость с позиций гуманистической направленности современного образования, но его психологическая составляющая, основанная на глубоком интуитивном познании, апробируется длительным практическим опытом.
Вся сложность процесса взаимодействия между учителем и его воспитанником, на мой взгляд, прежде всего, непосредственно связана со спецификой самого педагогического труда. Академик Александр Михайлович Новиков отмечал, что педагогика «…отличается чрезвычайной сложностью объекта исследования, который, пожалуй, наиболее сложен по отношению к объектам всех других наук, поскольку подвержен влиянию огромного количества самых разнообразных факторов: педагог пришел на занятие сегодня в хорошем настроении, завтра в плохом, у учащегося Иванова болит голова, Сидоров влюбился, у Петрова низкая парта и т.п.» В области музыкального обучения эта сложность усугубляется эмоциональной природой и насыщенностью самого процесса познания с одной стороны и субъективностью восприятия с другой.
Опыт, накопленный музыкально-педагогической практикой констатирует то, что эффективность педагогического взаимодействия определяется многими факторами. Среди них необходимость соответствия или близости художественных вкусов и творческих интересов учителя и ученика. Важно, «чтобы тот, от которого мы хотим научиться, соответствовал нам по своей художественной природе», - писал известный музыкальный педагог Григорий Михайлович Коган.
Вторым немаловажным фактором, по моему мнению, является умение педагога видеть и определять перспективу музыкального развития ученика, умение всегда ощущать пульс его самодвижения и собственного развития. «На всем протяжении занятий с учеником педагогу нужно сохранять свежесть восприятия. Он должен всегда быть чутким как к достижениям, так и к недостаткам ученика, не допускать никакой успокоенности… Поскольку педагогу приходится работать с «живым материалом», то есть с учеником, непрерывно растущим и видоизменяющимся, он никогда не может считать свое знание ученика исчерпывающим. Если изменяется ученик, то неизбежно должно измениться и представление, сложившееся о нем у педагога» - так говорил известный пианист, музыковед и педагог Яков Исаакович Мильштейн. И я, исходя из своего педагогического опыта, абсолютно согласна с этим выводом.
Ещё одним важным фактором, обусловливающим эффективность процесса педагогического взаимодействия, является, безусловно, понимание и осознание педагогом индивидуальности ученика. В музыкальной педагогике этот фактор глубоко и всесторонне изучен. Однако его часто рассматривают лишь по отношению к музыкально-психологическим данным ученика. Вместе с тем, индивидуальный подход следует осуществлять, учитывая и возрастные показатели ученика. Другими словами, взаимоотношения между преподавателем и учеником претерпевают существенные изменения по мере взросления воспитанника, постепенно переходя от активного контроля и руководства к более равноправному сотрудничеству. Вполне естественно, что отношения, которые складываются в детском возрасте, видоизменяются в старшем, а на ступени высшего музыкального обучения процесс педагогического взаимодействия перерастает в творческий союз и отношения носят более коллегиальный характер: происходит процесс совместного творческого взаиморазвития.
Не менее значимым фактором является и наличие этического и нравственного потенциала в отношениях между учителем и учеником. Культура слова, поведения, общения, умение чувствовать и находить в своих отношениях с учеником то необходимое равновесие между чувством и разумом оказывает самое позитивное влияние на динамику всего процесса педагогического взаимодействия. Более того, без данного фактора все остальные могут терять свою значимость. Как все-таки важна эта культура межчеловеческого отношения, этическая нацеленность учительского слова, умение придавать ему положительную воспитательную энергию, не боль, обиду, разочарование. «Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей» - так говорили еще учителя древности.
Я всецело разделяю мысль, что утверждение межличностного диалога и понимания в качестве основы педагогического взаимодействия, который регламентирует деятельность педагога и ориентирует его на реализацию идей гуманных, равноправных взаимоотношений, помогает осуществить переход от доминирующего монолога к творческому диалогу.
Еще древние мудрецы рассматривали гуманность межчеловеческого общения как проявление добродетели, сдержанности, умеренности, а свершение добра и совершенствование в нем важнейшей целью всей системы обучения и воспитания: «…если дети усвоят «добрую мысль, доброе слово и доброе дело» и сделают их основой своей жизни, - цель воспитания педагоги могут считать достигнутой. Если этого нет, то вся остальная информация, сообщения детям, будет в лучшем случае мало полезна, а в худшем - станет орудием зла»
Я знаю, что каждый ученик мечтает учиться у «идеального педагога», гармонично сочетающего профессиональный и духовный потенциал, стремиться получить не только систему предметных знаний, но и ощутить себя личностью, желает быть понятым своим учителем. Здесь уместно вспомнить рассуждения писателя, историка, литературоведа Бориса Акунина о двух разных видах гениальности: профессиональной и человеческой. Я абсолютно уверена, что если педагог ограничивается лишь первым видом, то это, безусловно, хорошо. Ведь в каждом человеке есть росток гениальности и умение распознать этот потенциал и выпестовать его стоит больших трудов и стараний с обеих сторон. Но все-таки гениальность второго вида – самая главная. Будет ли мой ученик профессиональным музыкантом или нет - в конце концов, это не самое важное. Уже доказано наукой, что занятия музыкой в детстве помогают во взрослой жизни быть успешным в любых других областях человеческой деятельности. Намного сложней вырастить Человека с большой буквы. Я имею в виду прекрасных по душевным качествам людей, которые самим своим существованием согревают и освещают окружающий мир… «Профессиональному гению - почти всегда сопутствует слава, хоть бы и посмертная. Гению человечности – практически никогда. Гениев второго вида я встретил только трех, ну четырех, и каждый сделал для меня - просто фактом своего существования - больше, чем все Достоевские и Чайковские вместе взятые» - пишет Б.Акунин.
Для меня в моей педагогической практике важно не только понять и научить ученика, но и помочь ребенку открыть в себе черты и качества человеческой гениальности. Ведь для человека важны не только знания и профессиональные умения их использования, но и не менее важно в насколько гуманном сознании и руках находятся вышеназванные ценности, потому что «знания и умения - это истинное богатство в руках добродетели», а я бы добавила и в сердцах Гениев Человечности – в этом заключается смысл образования и цель воспитания. И этого можно достигнуть только тщательно и кропотливо построив отношения между педагогом и воспитанником, создав те мосточки, по которым нам вместе с учеников предстоит пройти непростой путь обучения сотворчества.
Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 575 | Добавил: Katringus