14:08
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ на начальном этапе.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СКРИПКЕ
на начальном этапе.

педагог дополнительного образования
Ревина Ирина Александровна
     Первоначальный период обучения - это чрезвычайно ответственный и сложный этап. Во многих случаях неправильные навыки игры, приобретённые учащегося в детстве, а также различные отрицательные впечатления, полученные ребёнком в результате неверного педагогического подхода учителя, приводят к нежеланию последнего-учиться на инструменте. По этой причине многие, даже музыкально одарённые дети, бросают музыку.
   С первой же встречи педагог должен уметь расположить ребёнка к себе, завоевать его доверие. Только в атмосфере доверия у ребёнка могут возникнуть положительные впечатления, необходимые для создания рабочей обстановки в классе.
  Внимательно наблюдая за начинающим учеником, изучая его характер, весь комплекс его музыкальных данных, его физическое и умственное развитие, темперамент, наклонности, привычки и т.д., педагог должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, вызвать и поддержать в нем интерес к музыке и к своему инструменту. Очень хорошее воздействие оказывает присутствие начинающего уч-ся на уроке с учеником уже играющим. В этой связи учёный-педагог Б.А. Струве писал: "В педагогической работе с детьми в период подготовительной стадии я всегда немедленно включал ребёнка в учебную жизнь класса. Он ещё не обучается игре на инструменте, но слушая других ребят...он уже занимается".
      Наиболее целесообразное положение рук и корпуса, приспособленное к игровым функциям данного исполнителя. Как видно из этого определения, постановка не есть стандартная форма держания скрипки и смычка. Она в меньшей или большей степени разная почти у каждого исполнителя сообразно индивидуальным способностям строения рук. Кроме того, постановка видоизменяется даже у одного скрипача в зависимости от того, какие игровые функции он осуществляет. Приступая к работе над постановкой,  педагог прежде всего должен знать, что такое постановка с точки зрения современной педагогики.
  Педагог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При освобождённых мышцах учащийся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыках. Поэтому вопросу освобождению  мышц от излишнего напряжения педагог должен уделять самое серьёзное и пристальное внимание. Следует постоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук, контролировать это состояние и главное научить ребёнка управлять своими мышцами. В этой связи следует указать на целесообразность предварительных упражнений без инструмента. Цель этих упражнений:
     1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечье, кисть и пальцы обеих рук от излишнего напряжения
   2) Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами, т.е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.
 3) Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.
Для освобождения физического состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя, и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.
   Приступая к работе над постановкой с инструментом следует придерживаться принципа постепенности и последовательности в освоении навыков. Педагог должен учитывать, что каждый навык сначала вырабатывается отдельно. Только тогда, когда он прочно усвоен, к нему прибавляется следующий навык. Например, после того, как ученик научится относительно правильно и свободно держать скрипку, можно начинать выполнение элементарных движений пальцев на грифе. Для того, чтобы правильно определить положение локтя и всей правой руки, следует поставить пальцы одновременно на струне   ре   и   ля в правильном расположении.
      Это обеспечит правильное положение локтя и левой руки.
  Также приступать к ведению смычка по открытым струнам можно лишь после того, как ученик научится относительно правильно и свободно держать смычок. Говоря о самых первых прикосновениях смычка к струнам, известный педагог Л.М. Цейтлин советовал: "На первых уроках ни в коем случае не рекомендовать вести всем смычком, а также его нижней частью. Начинать водить смычком лучше всего серединой и не до самого верхнего конца. Почему именно серединой? Потому что в этом участке смычка не требует искусства регулировать его вес. Самое большое количество ошибок находится в тесной связи с началом занятий, когда не опытной слабой кисти и слабым пальцам предлагается вести смычок от самой колодки. Один скрип способен стать причиной не естественного зажима на долгое время"
   Для того, чтобы работа над постановочными навыками на инструменте не была утомительной и давала максимально положительные результаты, педагог должен учитывать степень восприимчивости ученика и продолжительность внимания. Опыт показал, что продолжительность внимания у ребёнка 6-7 летнего возраста равна 5-6 минутам. Поэтому первоначальные уроки можно построить в 4 этапа:
 1) постановка левой руки,
 2) развитие слуха,
 3) постановка правой руки,
 4) изучение нотной грамоты.
Эти задачи следует некоторое время решать отдельно, отводя каждой из них приблизительно по 5 минут. Поэтому с начинающим учеником целесообразно заниматься по 20 минут 4 раза в неделю, вместо двух раз по 40 мин.
  При таком построении первоначальных уроков ребёнок заинтересуется каждой из задач и не устанет, что обеспечит более быстрое и прочное усвоение первоначальных постановочных навыков.
  Постепенно эти отдельно усвоенные навыки следует объединять в единый комплекс многообразных и многочисленных игровых навыков, которыми должен обладать скрипач.
Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 577 | Добавил: Katringus