11:14
Музыкотерапия

Музыкотерапия.
Влияние музыки на психоэмоциональное состояние ребёнка.

Потрясающая сила воздействия музыки на людей известна с древнейших времён. Но, как установила наука, музыка способна не только помогать душе, но и лечить тело. История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века.  Лечение посредством музыки - получило название музыкотерапия. Музыкотерапия- это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Какие болезни можно вылечить с помощью музыкотерапии? Перечень подобных заболеваний очень широк: неврозы, переутомление, бессонница, шизофрения. Есть положительные результаты при лечении гипертонии, ишемической болезни сердца, гастритов,  бронхиальной астмы. Особенно ценно лечение музыкой для пациентов, страдающих аллергией на лекарственные препараты, а также при психосоматических нарушениях. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых  препаратов, а также особенно эффективна при обезболивании. 
Не секрет, что уже долгое время учёные проводят исследования воздействия музыки на организм человека и, в частности, ребёнка, поскольку малыши более подвержены восприятию. Музыкой можно просто наслаждаться, можно снимать стрессы, повышать работоспособность, развивать художественные способности и способности к учёбе, а самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными способностями, с синдромом Дауна, ДЦП и др. Ещё в древности многие болезни лечили путём целительного воздействия музыки. Музыкотерапия применяется при лечении «трудных» детей и даёт потрясающие результаты. Положительно влияет музыка и на состояние новорожденных, особенно подвергшихся родовым травмам, поскольку нормализует дыхание и работу сердца. После первого же сеанса активность ферментов клетки у младенцев заметно повышалась.
Любовь к музыке лучше всего прививать в самом раннем возрасте. В первые три года у ребёнка идёт формирование представления о мире в целом, мозг приспосабливается к окружающему миру, обостряются внимание и память. Очень велико значение прослушивания классической музыки, поскольку она больше резонирует с ритмами человеческого тела, что в свою очередь повышает активность мозга. 
Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:

  • «Спой, как тебя зовут».
  • «Спой своей кукле, как ты ее любишь» (или колыбельную).
  • «Спой, какое у тебя сейчас настроение».

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.
А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.
Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:

  • Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес.
  • Предложить пройти маршем.
  • Полюбоваться красивым цветком.
  • Показать, как двигается:
    • крадущаяся кошка,
    • порхает бабочка,
    • бежит мышка.

Наблюдая, в процессе творчества , друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.
Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма. Например, такие, как:
«Ладушки». Эта всем известная и очень популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но внимание и координацию движений.
Ритмизация движений человека — спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.
Ритмизация  движений  животных — простучи, как идет  корова, как бежит заяц, скачет конь, прыгает лягушка и т. д.
Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке. Но существует и самая простая, пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций - на положительные .
Конечно, не обязательно слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит -  гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно.
Какое же воздействие на человека оказывают различные жанры музыки
Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут поднять настроение,  рассеять печаль, повысить общительность.
Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленности.
Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить, повысить активность.
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано.
Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».
Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции, классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения- скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт».
Вообще, музыка Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. 
Музыкотерапия рекомендуется беременным женщинам, так как несет успокоение и положительные эмоции плоду. Выбирая тот или иной стиль музыки, мы можем на какое-то время оградить себя от внешних проблем и побыть наедине с собой. Иногда это действительно нам необходимо.
Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку. Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

Руководитель музыкальной студии "Лира" - Каманина Л.В.

Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 1053 | Добавил: Katringus