15:33
Музыкальный фольклор как средство воспитания ребёнка в современных образовательных условиях

    Музыкальный фольклор – это народная музыка, или, точнее, традиционное народное искусство, уходящее своими корнями вглубь веков. В нём своеобразны и традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения действительности. К фольклору следует относиться, как к жизнестойкому источнику современной, самобытной, народной художественной культуры. Главный принцип освоения фольклора – глубоко проникать в сущность фольклорного творчества.


    Фольклор, как художественная традиция целого народа сочетает в себе два понятия – индивидуальное и коллективное. При этом коллективность в фольклоре выступает, как «форма проявления традиции». Традиция живёт коллективно, а коллектив объединяется традицией».


    Отношение фольклора к действительности проявляется в процессе живого исполнения – творчества. Сколько замечательных высказываний, посвященных народному творчеству, оставили писатели, поэты, философы. Сколько правильных и своевременных решений было принято на его сохранение? Возрождению интереса подрастающего поколения к своей истории и народному искусству способствуют занятия народным творчеством. Фольклор всегда представлял собой фундамент в сознании человека, на котором впоследствии формировались его эстетические и нравственные идеалы. Спутниками и советчиками первых лет жизни многих поколений были сказки, колыбельные песни, потешки. Есть ли им место в современности? Кажется, чем самому сегодня рассказывать сказки ребенку, просто включить телевизор или дать прослушать запись. Но ведь теплоту, ласку и доброту человеческого обаяния не заменит ни одно из  чудес техники.


    «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Национальные отличия сохранятся и в нашем веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только формированием знаний» (Д.С.Лихачев).


    Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души человека, началом, порождающим личность.


    В народном творчестве, как нигде, хранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии и т.п. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность.


    Сила фольклора заключается в той непосредственной реакции, которая возникает у слушателя в тот момент, когда звучит фольклорное произведение.


    Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нём неразрывно связаны музыка, слова и движения. Соединение этих компонентов – большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства ребёнком. Фольклор уникален тем, что позволяет разнообразно и полно раскрываться личности, раскрепощающей человека.  Человек погружается в атмосферу живого, идущего от сердца слова, подкреплённого выразительным напевом и дополняемого пластикой хореографии. Фольклор тесно связан с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, физкультурой. Фольклор позволяет разнообразно и полно раскрываться личности.


    Особенность  музыкального фольклора состоит в ее цикличности, которая заложена в народном календаре, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип преемственности дает возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующие им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип, взятый из жизни, естественным путем помогает решить задачи  не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный  материал, стремясь подражать старшим.


    Ознакомление с разнообразными музыкальными произведениями ведется под руководством педагога. С первого дня ребенок ощущает владение музыкой. Под ее влиянием  складываются его музыкальные интересы, формируются слух, память. В конце обучения дети овладевают различными жанрами песенного, инструментального, а также словесного и хореографического фольклора, народными инструментами, местными исполнительскими традициями. За время обучения фигурируют темы обобщающего, теоретического и историко-культурного характера, дающие представления о признаках  произведений русского народного творчества, об отечественной  фольклористике. Дети получают знания о бытовании народного искусства в современных условиях, а также о месте фольклора в системе отечественной и мировой художественной культуры.


    Участие в конкурсах, концертных выступлениях позволяет судить об уровне исполнительского мастерства воспитанников. В программе обучения фольклору включены  экзамены, зачеты, участие в викторинах  и фестивалях.


    В организационную работу с интересом включаются родители, посещают занятия во взрослом фольклорном коллективе. Родители  оказывают  помощь в проведении концертов, в коллективных посещениях выступлений других фольклорных коллективов, в пошиве народных костюмов, в предоставлении  транспорта.

 

Педагог дополнительного образования МБОУДОД ЦРТДиЮ  Исаева Елена Витальевна.

Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 829 | Добавил: Katringus