14:29
Методика развития эмоциональной культуры подростков в процессе театральных занятий
В последнее десятилетие активизировался интерес к развитию эмоциональной культуры подростков. Среди разнообразных методов, предлагаемых в психолого-педагогической литературе, встречаются такие, которые имеют непосредственное отношение к театральному искусству. Между тем исследований, посвящённых развитию эмоциональной культуры средствами театра именно у подростков недостаточно.
Данная методика включает комплекс упражнений, способствующих развитию эмоциональной культуры подростков, даются рекомендации
по их применению, предлагаются методы исследования и форми- рования эмоциональной культуры подростков, участвующих в жизни театрального коллектива.
Методика была апробирована на подростках 12-13 лет.
Одним из первых определение эмоциональной культуры дал П.М.Якобсон в работе «Чувства, их развитие и воспитание». С его точки
зрения, эмоциональная культура включает:
- «эмоциональную отзывчивость на достаточно широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявления творчества; на мир моральных ценностей;
- развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;
- развитая способность к сопереживанию с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и искусства;
- умение делить свои переживания с близкими;
- чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими». (9, с.45).
Одна из главных задач при работе с подростками, которые начинают заниматься в театральном коллективе – вызвать у них эмоциональную открытость, доверие. Это достигается путём положительного отношения друг к другу, в результате формирования навыков взаимного уважения и признания. Состояние неуверенности, «зажатости» преодолевается при создании успеха
для подростков. Психологическое напряжение помогает снять юмор, который вносит доброжелательность в атмосферу занятий. Недаром создатель театральной «системы переживаний» К.С.Станиславский предлагал своим девизом сделать слова: «Проще, легче, выше, веселее» (6, с.27). И К.Э. Изард в своей работе «Психология эмоций» приводит многочисленные доказательства того, «что позитивные эмоции способствуют целому ряду конструктивных психологических свойств, таких как креативность, альтруистическое поведение и других». (4, с.425).
Первый год обучения в большей степени посвящён осваиванию восприятия эмоций, их распознаванию. Этому содействует ряд упражнений, из которых по мере их усложнения можно выделить следующие.
В первую очередь коснёмся упражнений, связанных с невербальными средствами общения. Так, например, в упражнении «Передай маску» задействована только мимика. С помощью лица участник игры передаёт эмоцию соседу, тот передаёт её следующему. Когда эмоция возвращается к первому
участнику, каждый старается угадать, какую эмоцию ему надлежало выразить.
В упражнении «Скульптор и скульптура», помимо мимики, используются жест, поза. Участники разбиваются на пары. Один из них «скульптор», другой - «глина». «Скульптор» безмолвно ваяет из терпеливой «глины» скульптуру задуманной эмоции. Когда работа готова, то, словно в музее или на прогулке в парке, «скульптуры» рассматривают и высказывают предположения, какая эмоция изображена «скульптором». В ходе обсуждения выясняется, какая роль больше понравилась участникам и почему? Какие эмоции легче угадывать, а какие труднее.
Эмоциональное состояние других людей более глубоко исследуется в упражнении-загадке «Ожившие полотна». Детям предлагаются репродукции картин (например, «Всадница» К.П.Брюллова, «Царевна-лебедь»
М.А.Врубеля, «Приезд гувернантки» В.Г.Перова, «Девушка-крестьянка» Н.А.Ярошенко, «Сватовство майора» П.А.Федотова). В зависимости от количества изображённых персонажей дети разбиваются на пары или группы, каждая из которых получает репродукцию. Задача заключается не только в том, чтобы «прочитать» эмоции людей, запечатлённых на картине. Необходимо понять и воссоздать в этюде ситуацию, которая закончилась именно таким проявлением эмоций. Точкой в упражнении будет точное воспроизведение пластики и мимики персонажей. Перед этюдом остальные участники внимательно рассматривают репродукцию. После показа исполнители и зрители сопоставляют свои мнения по поводу изображённых эмоций. Зрители указывают на неточности, если они были допущены, - исполнители повторяют этюд с учётом замечаний. Это задание даёт возможность проанализировать поведение других людей, задуматься над мотивами проявленных эмоций.
Обратимся к упражнениям, придающим эмоциональную окрашенность речи.
К сожалению, именно речь становится камнем преткновения для подростков. Ускоряя её темп, они лишают речь интонационной выразительности, не задумываясь о её эмоциональном воздействии на окружающих.
Чтобы пробудить у детей интерес к упражнениям по освоению особенностей темпа речи, тембра речи, логического ударения можно включать эти упражнения (они представляют собой отдельные фразы) в этюд, то есть не выдёргивать из текста, а разыгрывать ситуацию, в которой данные слова были произнесены. Подбирать текст можно из произведений известных подросткам. В этом случае они могут анализировать поведение персонажей.
Упражнение «Здравствуйте» также целесообразно выполнять в виде этюда. Каждая пара вытягивает билет с указанной эмоцией и в соответствии с ней один из партнёров приветствует другого, продумав предысторию, предлагаемые обстоятельства. «Зрители» распознают эмоцию. Кроме того, при
обсуждении важно акцентировать внимание подростков на воздействие данной эмоции на партнёра, на то, насколько она уместна при межличностном общении.
Неподдельный интерес вызывает упражнение «Темпераменты», которое позволяет показать совокупность полученных знаний по выражению и распознаванию эмоций с помощью невербальных и вербальных средств общения. Разбившись на пары и вытянув билет с определённой эмоцией, дети сочиняют этюд. Каждый участник присваивает себе тот или иной темперамент, и данная эмоция выражается во всей многокрасочности (в мимике, в пластике, в речевой характеристике), присущей определённому темпераменту.
На втором году обучения подростки осваивают такую тему, как «Словесные действия», которая включает изучение разных способов словесного воз-
действия. За основу берутся способы воздействия предложенные П.М.Ершовым:
воздействие на эмоции партнёра – ободрять, упрекать;
воздействие на воображение партнёра – предупреждать, удивлять;
воздействие на память партнёра – утверждать, узнавать;
воздействие на мышление партнёра – объяснять, отделываться;
воздействие на волю партнёра – приказывать, просить.
При этом подростки учатся не только воздействовать, но и слышать, понимать друг друга.
Необходимо направлять ход мыслей подростков на то, что полученные навыки приносят пользу в том случае, когда личные интересы не затмевают интересы других людей.
В работе А.П.Ершовой и В.М.Букатова «Актёрская грамота подросткам» предлагаются разнообразные упражнения по овладению словесными действиями. Мы приведём здесь такие, например, как «Замок и ключики» и «Угол зрения».
«Замок и ключики». На стул в центре площадки садится подросток – он «замок», который откроется, («поддастся» воздействию своих товарищей), если они обратятся к нему с просьбой, командой, предложением в соответствии с тем способом-«ключиком», который указан у него в билетике. Например, в билетике следующий подтекст «радовать-ободрять-поддерживать». Если интонация, с которой произнесена фраза, не совпадает с подтекстом, то «замок» отказывает товарищу, используя при этом тот самый подтекст, которым тот только что безуспешно пытался открыть «замок». Когда же подтекст угадан, тот, чьё воздействие было выполнено, вытягивает новый словесный «ключик», которым он должен быть открыт, и занимает место в центре. Это
упражнение наиболее привлекательно для подростков, когда в процессе принимают участие ещё три группы: «подсказчики», «протоколисты», «судьи». «Подсказчики» напоминают те воздействия, которые ещё не использовались. «Протоколисты» фиксируют на листочках последовательность применения словесных действий. «Судьям» заранее известен подтекст в билетике. Если они понимают, что «замок» не открывается, хотя «ключик» был подобран правильно, то они сообщают, что «замок заржавел» или «сломался».
«Угол зрения». На площадку выходят три-четыре человека. Перед выходом каждый из них вытянул билет, на котором указано одно из словесных действий. Обговорив место действия, исполнители начинают этюд-импровизацию. При этом каждый пользуется только одним способом словесного воздействия(всегда только упрекает партнёров, или только ободряет, или удивляет - правда, эти воздействия могут использоваться с небольшими дополнительными оттенками). Для того, чтобы в ходе подобной импровизации у исполнителей возникали соответствующие «аргументы», им нужно воспринимать окружающую ситуацию всегда под одним углом зрения. Заданный «угол зрения» определяет как бы особую логику действия каждого из участников, особенности их поведения. И стремясь к «своим» целям, партнёры вынуждены учитывать эти особенности.
На третьем году обучения преобладают этюды, и среди них выделим этюд на такой параметр общения как дружественность- враждебность.
На площадку вызывается желающий. Его задача – держать враждебную оборону. Все остальные выходят на площадку и, добиваясь своей цели, выполнение которой зависит от враждебно настроенного партнёра, пытаются «пробить» оборону. Задача исполнителей – как можно дольше продержаться в дружественном наступлении, не опускаясь до враждебного. Вот тут-то и понадобится весь арсенал полученных знаний и навыков, чтобы не только
постараться воздействовать на партнёра, но и попытаться понять его, проявить сочувствие и справиться со своими эмоциями, когда партнёр начнёт обороняться.
Несомненно, упражнения и этюды способствуют развитию эмоциональной культуры. Но ещё больший вклад в этот процесс вносит участие подростков в подготовке спектаклей. И если в театральном коллективе отношения между педагогом и воспитанниками строятся на сотрудничестве, тогда действительно можно наблюдать за развитием эмоциональной культуры, что проявляется на разных этапах подготовки спектакля.
При распределении ролей подростки, к сожалению, не всегда получают те роли, о которых мечтали. По доброй воле отказываясь от своих желаний и интересов в пользу общего дела, они выбирают то направление, на которое указывал Д.Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект»: «Нет более важного с психологической точки зрения навыка, чем умение не поддаваться побуждению». (2, с.134).
Период работы над ролью учит понимать и принимать своего героя. Зная его прошлое, характер, взгляды и убеждения, подросток начинает понимать логику действий своего героя, логику его поступков и мыслей. Подросток
учится давать нравственную оценку поступкам персонажа, исходя из содержания мотивов, которыми герой руководствовался, а не из внешней формы поступка. В процессе такой работы подросток начинает лучше понимать себя и других, у него формируются новые стереотипы межличностных отношений, стилей поведения, вырабатываются критерии нравственных ценностей. Активно включается механизм рефлексии. «Актёр живёт, он плачет и смеёт-
ся на сцене, но, плача и смеясь, он наблюдает свой смех и свои слёзы» - так К.С.Станиславский цитировал Томазо Сальвини. (7, с.445).
«Драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором всё виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слова, интонации, жеста, мимики, позы… Это является синтезом того сложного процесса, который можно назвать приятием жизни. В этом процессе заложен глубокий воспитательный момент: чтобы понять людей, необходимо сопереживание с разными типами, а это вхождение в жизнь другого, понимание этого другого – есть путь к созданию из наших детей, часто эгоцентрических и замкнутых–
широких, общественных и любовно принимающих мир». (1).
На репетиционном этапе работы активно включается эмоционально-волевая сфера, когда участники спектакля учатся управлять и контролировать своё настроение, поведение, реакции, начинают ценить и уважать труд своих сверстников-партнёров, учатся сопереживать друг другу. Радости и огорчения становятся общими, а успех одного становится успехом всех. И, как верно замечает Е.Э. Гаврилова , «развитие эмпатийности на этом отрезке театральной работы является одной из важнейших наработок». (1).
Итогом постановочного процесса становится спектакль. Конечно, можно назвать достижением, когда от сопереживанию герою (партнёру по сцене) или от невозможности встать на защиту Родины (роль Шуры Азаровой в «Гусарской балладе»), у подростков на сцене появляются искренние слёзы. Но, на наш взгляд, более ценно другое. Если идти от обратного, вспоминаются слова В.А.Сухомлинского: « Эмоциональная невоспитанность рождается там, где благородные душевные порывы не соединяются с волевыми усилиями, где человек не побуждается к творению добра и счастья для других». (8, с.295).
Важна эмоциональная отзывчивость не столько на сцене, сколько в реальной жизни. Вопреки перегруженности в школе, участию во всевозможных школьных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях, занятиям с репетиторами, подростки находят необходимое время на репетиции в театре и на оформление спектакля. Невзирая на самочувствие, упорно работают над ролью, заботясь не о своих амбициях, а об интересах зрителей. В ходе спектакля на сцене и за кулисами зачастую возникают непредвиденные обстоятельства, и подростки выручают и эмоционально поддерживают друг друга. Именно такая поддержка с благодарностью вспоминается ими после спектакля.
Заключительный этап – подведение итогов совместной деятельности. Ребята обмениваются впечатлениями о работе всех участников спектакля, партнёров по сцене и о своей собственной. Ум подростка критичен, и задача педагога состоит, прежде всего, в умении научить их раскрывать лучшие стороны друг друга и уметь о них рассказать. Такое обсуждение хорошо преобразовать в традицию и доброжелательное отношение друг к другу лучше формировать в соответствующей обстановке – за чаепитием. Допущенные ошибки подростки обычно фиксируют сами и болезненно переживают свои неудачи. Поэтому можно применить рефрейминг, а работе над ошибками уделить внимание, оттачивая мастерство с помощью последующих упражнений, этюдов, репетиций. После спектакля у подростков должно остаться ощущение праздника, уверенность в том, что их труд не был напрасным.

Практический опыт позволяет сделать следующие выводы.
На первом году обучения подростки получают дополнительные сведения об эмоциях, учатся распознавать эмоции других людей и свои собственные,
приобретают умения адекватного выражения эмоций с помощью вербальных и невербальных средств. В процессе подготовки спектакля они стараются
понять логику поведения, мотивы поступков персонажей. Выступая на сцене пытаются совладать со своими эмоциями и эмоционально поддержать товарищей.
На втором году обучения подростки учатся понимать своих партнёров по сцене и ощущают удовольствие от взаимопонимания в ходе игры. Они способны к сопереживанию по отношению к «героям», которых воплощают, как сами, так и их товарищи. Подростки с уважением относятся к труду своих сверстников-партнёров по сцене. Подростки тяготеют к самонаблюдению, к самоанализу процесса возникновения эмоций. Они совершенствуются в умении выражать эмоции. Подростки начинают заботиться об интересах зрителей, испытывают ответственность за свою работу и контролируют свои эмоции.
Третий год обучения показывает, что у подростков повышается уровень эмпатии в различных областях жизнедеятельности театрального коллектива, становится очевидным стремление понять эмоциональное состояние
окружающих, чувство ответственности за свои переживания перед собой и
другими перерастает в сознательное управление эмоциями.
Методический подход к формированию эмоциональной культуры подростков средствами театра основан на принципах:
- плановости и системности ведения развивающей работы;
- опоры в процессе развития эмоциональной культуры на механизмы социальной перцепции (эмпатия, рефлексия); - активного использования метода моделирования ситуаций, организации ситуаций гарантированного успеха (снятие страха; авансирование успешного результата; скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности; внесение мотива; персональная исключительность; мобилизация активности или педагогическое внушение; высокая оценка детали).
- активного использования тренинговых упражнений
- взаимопомощи (которая выражается и во взаимообучении).
Эти методы являются действенными в том случае, когда соблюдаются следующие правила:
- отношения между педагогом и воспитанниками строятся на основе доверия (контроль со стороны педагога реализуется в ненавязчивой или завуалиро-
ванной форме);
- между педагогом и воспитанниками существуют взаимная поддержка и сочувствие;
- совместно решаются творческие вопросы (в том числе и распределение ролей), при этом не исключается, а ценится самостоятельный подход к реше-
нию творческих задач – все предложения рассматриваются и отбираются лучшие.
При таком сотрудничестве, когда всё делается сообща, складывается особенная среда, в которой главной целью для подростков становится успех об-
щего дела. Это, в свою очередь, нивелирует эгоистические проявления (например, зависть).
Чтобы правила стали законом жизни коллектива, педагогу необходимо быть примером для подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаврилова Е.Э. Влияние школьного театра на формирование личности подростка //Молодой учёный. – 2011. - №2. Т.2. – С. 77-80.
2. . Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.
3. Ершова А.П., Букатов В.М. Актёрская грамота - подросткам. - Ивантеевка, 1994.
4. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПБ.: Питер, 1999.
5. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
6. Станиславский К.С. Беседы К.С.Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922 гг. – М.: Искусство, 1952.
7. Станиславский К.С. Моё гражданское служение России. – М.: Правда, 1990.
8. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1979.
9. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. – М.: Знание, 1976.























ПРИЛОЖЕНИЕ

Методы исследования процесса формирования эмоциональной культуры подростков

Предлагается работу по развитию эмоциональной культуры подростков проводить в три этапа. На первом – констатирующем осуществляется диагностика эмоциональной культуры детей. Поскольку психологи неразрывно связывают эмоциональную культуру с эмоциональным интеллектом, для диагностики эмоциональной культуры подростков возможно применить такой метод измерения, как тест Н. Холла «Эмоциональный интеллект» (см. Приложение 1). Он включает следующие шкалы: эмоциональная осведомлённость, управление своими эмоциями («скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность)», самомотивация («скорее как произвольное управление эмоциями»), эмпатия, распознавание эмоций других людей («скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей»).
Для подтверждения данных возможно использовать метод неоконченных предложений (см. Приложение 2).
Уточняются результаты с помощью наблюдения и бесед (примерные вопросы беседы см. в Приложении 2)
Наблюдение предлагается проводить по следующему плану:
1. Формы реагирования на ситуации приятные.
2. Формы реагирования на ситуации трудные.
3. Как долго сохраняются отрицательные эмоции.
4. Уровень контроля собственных эмоциональных проявлений.
На втором - формирующем непосредственно организуется работа детского театрального коллектива на основе разработанной нами методики.
На третьем – контрольном, проводится контрольная диагностика показателей эмоциональной культуры с использованием тех же методов диагностики, что и на первом этапе.
Повторный контроль осуществляется через год.


Приложение 1
Диагностика «эмоционального интеллекта» Н. ХоллА


Шкалы: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей
Методика состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:
1. эмоциональная осведомленность;
2. управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность);
3. самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями, исключая пункт 14);
4. эмпатия;
5. распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей).
Инструкция к тесту
Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов:
• Полностью не согласен (-3 балла).
• В основном не согласен (-2 балла).
• Отчасти не согласен (-1 балл).
• Отчасти согласен (+1 балл).
• В основном согласен (+2 балла).
• Полностью согласен (+3 балла).


Тест


1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.
2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.
3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.
4. Я способен наблюдать изменение своих чувств.
5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.
6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.
7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.
8. После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.
9. Я способен выслушивать проблемы других людей.
10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.
11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.
12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.
13. Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.
14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.
15. Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.
16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.
17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.
18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.
19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».
20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.
21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.
22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.
23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются.
24. Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.
25. Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью.
26. Я способен улучшить настроение других людей.
27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.
28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.
29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.
30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.


ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА


Ключ к тесту
Шкалы Вопросы
Эмоциональная осведомленность 1, 2, 4, 17, 19, 25
Управление своими эмоциями 3, 7, 8, 10, 18, 30
Самомотивация 5, 6, 13, 14, 16, 22
Эмпатия 9, 11, 20, 21, 23, 28
Распознавание эмоций других людей 12, 15, 24, 26, 27, 29
Уровни парциального эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:

• 14 и более – высокий;
8-13 – средний;
• 7 и менее – низкий.
Интегративный уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
• 70 и более – высокий;
• 40-69 – средний;
• 39 и менее – низкий.
Источники
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.57-59

Рассматривается каждая из шкал теста Н.Холла, что позволяет сделать выводы по разным составляющим эмоционального интеллекта.
Автором данной методики предлагаются следующие уровневые показатели эмоционального интеллекта.
Уровневые показатели эмоциональной осведомлённости можно оха-
рактеризовать следующим образом:
Низкий уровень – не проявляется осознанная потребность в получении
новых сведений в области распознавания собственных эмоций; нет понимания необходимости самонаблюдения.
Средний уровень – активизируется внимание к собственным эмоциям, к их распознаванию; появляются первоначальные умения выражать свои эмоции вербально и невербально в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами.
Высокий уровень – характеризуется умением распознавать и понимать собственные эмоции, причины возникновения своих эмоциональных состояний; осуществляется самонаблюдение; присутствует умение выражать свои эмоции вербально и невербально в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами.

Характеристика уровневых показателей управления своими эмоциями («скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная неригидность»):
Низкий уровень – переживание отрицательных эмоций отличается длительной продолжительностью.
Средний уровень – переживание отрицательных эмоций непродолжительно.
Высокий уровень – отсутствует сосредоточенность на отрицательных эмоциях.

Характеристика уровневых показателей самомотивации («скорее как произвольное управление эмоциями»):
Низкий уровень – неудачи лишают уверенности в себе; целеустремлённость и воля к преодолению препятствий нестабильны, внешний контроль за эмоциональными проявлениями нерегулярен.
Средний уровень – появляется осознанное стремление к преодолению препятствий; в большей мере наблюдается внешний контроль за эмоциональными проявлениями.
Высокий уровень – присутствует высокая степень внешнего контроля за эмоциональными проявлениями; имеется умение отключаться от отрицательных эмоций при необходимости к действию.

Характеристика уровневых показателей эмпатии:
Низкий уровень – незначителен интерес к эмоциональным потребностям других людей; нет умения распознавать эмоциональные проявления окружающих.
Средний уровень – появляется желание понять причины эмоциональных состояний других людей и сочувствие к ним; наблюдаются первоначальные умения в распознавании эмоций окружающих.
Высокий уровень – имеются способность распознавания эмоций других людей, эмоциональная отзывчивость и эмоциональная поддержка.

Характеристика уровневых показателей распознавания эмоций других людей («скорее умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей»):
Низкий уровень – отсутствует умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Средний уровень – появляются первоначальные умения воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Высокий уровень – имеется умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.

Приложение 2

Метод неоконченных предложений.

Предлагается совокупность неоконченных предложений с просьбой написать их завершение.
1. Когда мне грустно…

2.Когда меня обижают…

3. Когда у меня что-то не получается…
4. Меня возмущает, когда…

5. Меня радует, когда…

6. Мне нравится, когда…

7. Мне не нравится, когда…

8. Когда я с чем-то не согласен…

9. Когда меня укоряют…

10. Когда я вижу, что другого человека огорчили

Примерные вопросы беседы
Как обычно ты выражаешь свою радость?
Как ты ведешь себя обычно, когда испытываешь трудности?
Как долго ты грустишь? Обижаешься? Сердишься?
Умеешь ли ты сдержать свой гнев? Обиду?
Умеешь ли ты «преодолеть» свою грусть?
Способен ли ты понять состояние других людей? Родителей? Товарищей? Учителей?



 
Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 2952 | Добавил: Katringus