14:15 Инновационная методическая разработка «Резонансное Развитие Ребёнка» | |
Ровенко Оксана Михайловна Инновационная методическая разработка «Резонансное Развитие Ребёнка» (Методика «Трёх Р») Представленная Методическая разработка «Резонансное Развитие Ребёнка» (условное название – Методика «Трёх Р») является результатом многолетних (с 1988 года по настоящее время) исследований и практики автора в различных образовательных учреждениях города Королёва Московской области (АОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Гармония», Театр Юного Зрителя г. Королёва, МБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» и другие учреждения систем дошкольного и школьного образования). Методика «Трёх Р» построена на основе законов психологического восприятия, согласно которым человек в процессе познания входит во внутренний резонанс, в созвучие, в со-звучание с теми явлениями бытия, которые он познаёт. Многочисленные исследования показывают, что человек, исходя из уровня своего развития и связанного с ним мировосприятия, может входить в резонанс как с высшими духовными явлениями жизни и культуры, так и с низменными проявлениями человеческой натуры, воплощёнными в соответствующих сферах жизни и образцах псевдокультуры, несущих тёмные, омрачающие излучения с вибрациями разрушения и агрессии. Гармоничные явления бытия человек воспринимает как феномен Красоты, и это восприятие сопровождается особым чувством чистой радости, по существу отличающимся от проявления этого чувства в повседневности. Классическое искусство, в том числе и музыкальное, является носителем той гармонии, вхождение во внутренний резонанс с которой становится мощным импульсом и стимулом творческого развития Личности. Основой Методики «Трёх Р» является сфера соединения поэтического слова и классической музыки, поскольку именно эта сфера обладает огромными ресурсами резонансного развития всех внутренних структур Личности. Реализация данной Методики связана, в первую очередь, с условиями музыкального театра. Актуальность разработанной Методики «Трёх Р» обусловлена особенностями взаимоотношений современных детей в целом с классической музыкой и музыкальным театром, а также необходимостью гармонизации и развития этих взаимоотношений. В наше время в профессиональных драматических и музыкальных театрах ставится много спектаклей для детей, в которых музыка написана современными композиторами, а исполнителями являются взрослые актёры. В таких спектаклях детям отводится роль зрителей. Для того чтобы дети сами могли стать полноценными актёрами-исполнителями в музыкальных спектаклях не хватает специального репертуара, учитывающего эмоционально-психологические особенности восприятия и технические вокальные возможности детей разных возрастных уровней. Такой репертуар, созданный для детских музыкально-театральных постановок современными композиторами, весьма ограничен. Кроме того, художественный уровень этих спектаклей далеко не всегда соответствует эталону высокого искусства. Важно подчеркнуть, что проблема специального репертуара относится именно к детскому музыкальному театру, в то время как репертуар собственно драматический с вставными песенно-хоровыми эпизодами представлен более широко. Многие композиторы-классики как отечественные, так и зарубежные, создавали специально для детей музыкальный репертуар. Но этот репертуар относится исключительно к сфере обучения ребёнка игре на каком-либо музыкальном инструменте и не имеет никакого отношения к театру. Кроме того, классическими композиторами для профессионального музыкального театра созданы сказочные спектакли в жанрах оперы и балета, но они рассчитаны на взрослых исполнителей и такую же публику. Сказочный сюжет в этих спектаклях используется лишь как событийная основа музыкально-драматургического действия, решающего профессиональные композиторские задачи и не адаптированного к детскому восприятию. Поэтому присутствие на таких спектаклях детей даже в качестве зрителей доступно не каждому ребёнку, так как требует особой подготовки. Таким образом, сложилась ситуация, при которой соприкосновение современных детей с классическим музыкальным искусством осуществляется, в основном, в двух видах: во-первых, в качестве слушателей и, во-вторых, в виде исполнителей на каком-либо музыкальном инструменте в том случае, если дети занимаются в специализированных учебных заведениях (музыкальных школах, студиях, центрах, кружках и т. д.). Как правило, современные дети могут входить во взаимодействие с музыкальной классикой только как слушатели. Таких детей сейчас подавляющее большинство и они, не имея соответствующего уровня развития и подготовки, как правило, мало интересуются классической музыкой, не понимают её, не входят с ней во внутренний резонанс. Таким образом, между многими современными детьми и наследием мирового музыкального искусства пролегает определённый барьер психологического восприятия. Естественным образом возникает вопрос о его преодолении. Помимо этого, сложившаяся ситуация ещё больше осложняется условиями бытования музыкальной классики в современном мире. Ребёнок с самых первых дней попадает в звуковое пространство эфира, которое заполнено самыми разнообразными продуктами музыкального творчества: от примитивного псевдоискусства до шедевров мировой культуры. К большому сожалению, высокие образцы музыкальной классики зачастую просто «тонут» в необозримом океане так называемой популярной массовой культуры. Кроме того, сейчас наблюдается разрушительная тенденция снижения высокого искусства до уровня обывательского потребительства, в результате чего известные классические музыкальные произведения «приспосабливаются» к усреднённому, массовому восприятию, подвергаются произвольной обработке современными рок-группами и вокально-инструментальными ансамблями, превращающей их в так называемые «хиты» и искажающей их до неузнаваемости, а также используются в телевизионных рекламах, сотовых телефонах, домофонах и т. д. В результате подобных обработок из классического музыкального искусства полностью выхолащиваются его художественное содержание и образность. Такая участь постигла произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского и многих других композиторов. Подобными поддельными суррогатами популярное массовое псевдоискусство стремится насыщать на «музыкальном рынке» художественный спрос населения. Под это воздействие безотчётно, неосознанно подпадают и современные дети, в результате чего их внутренний мир начинает приходить в резонанс, настраиваться на соответствующие вибрации поддельного, искажённого музыкального искусства, что, в свою очередь, разрушительным образом сказывается на эмоционально-психическом состоянии детей и задерживает их развитие как в художественно-творческой, так и интеллектуально-ментальной сферах. Кроме того, регулярное вхождение во внутренний резонанс с так называемой поп-музыкой перекрывает детям восприятие не только классического музыкального искусства, но и других областей проявления высокой человеческой мысли и духовности, что, в конечном счёте, приводит к интеллектуальной и духовной деградации Личности. Нельзя примириться с существующим положением вещей и допустить, чтобы поколения детей остались психически и культурно неполноценными. Многочисленные исследования показали, что чем меньше ребёнок, тем более он открыт к миру, тем более непосредственно его мироощущение и тем больший диапазон художественных излучений он воспринимает и вмещает. Поэтому развитие и утончение художественно-эстетического восприятия детей, настраивание их на созвучие, на вхождение в резонанс с шедеврами мировой культуры надо начинать как можно раньше. Исходя из вышесказанного, в педагогике особо актуальным становится создание особой творческой среды и разработки инновационных методик и технологий, учитывающих реалии современного мира и особенности мировосприятия современных детей. Целью представленной методической разработки «Резонансное Развитие Ребёнка» является повышение эффективности развития созидательно-творческих способностей детей разного возраста за счёт создания таких условий творческой среды, которые дают возможность каждому ребёнку естественно-свободно, органично и с радостью входить в резонанс с классическим музыкальным искусством. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи. Первая задача заключается в определении тех параметров творческой среды, при помощи которых возможно создание наиболее благоприятных условий для реализации поставленной цели. К характерным свойствам и качествам творческой среды, исходя из её проекции на детское мироощущение, относятся: - естественность, органичность, свобода и радость пребывания в ней ребёнка; - её разносторонность и многоплановость, приведённые к художественному синтезу; - её гибкость и пластичность, дающие возможность каждому ребёнку раскрыть и проявить свои творческие ресурсы и разнообразные индивидуальные способности; - её способность вбирать в себя, ассимилировать и художественно-образно трансформировать классический музыкальный материал в его различных исторических и жанрово-стилистических преломлениях; - её способность к адаптированию художественного содержания классического искусства в зависимости от эмоционально-психических особенностей детей разного возраста; - её способность вмещать и синтезировать большое количество видов искусства, благодаря чему становится возможным установление ассоциативных взаимосвязей между ними и создание многомерного художественного резонанса для каждого ребёнка. Все элементы творческой среды должны быть насыщены энергиями жизненности, действенности, подлинности и одновременно они должны быть очищены от обыденности, облечены в покров необычности, волшебности. Всем этим качествам прежде всего отвечает родная детям игровая стихия. Ребёнок живёт, как играет, и играет, как живёт, для него всё «по-настоящему». Создание необходимых параметров творческой среды с преобладанием игровой стихии наиболее полно может быть осуществлено в условиях музыкального театра. Музыкальный театр объединяет в себе все виды искусства: музыку, литературу, изобразительное искусство, хореографию, искусство сценической речи и актёрского мастерства, а также область физической культуры, дающей возможность создавать художественный образ средствами двигательной пластики и акробатических элементов. Музыкальный театр, изначально переплавляя и синтезируя в себе средства художественной выразительности разных видов искусства и приводя их к единому «сценическому знаменателю», сам по себе уже является той творческой средой, которая охватывает и захватывает всего ребёнка целиком. Помещённый в театрально-творческую среду, насыщенную классической музыкой, весь организм ребёнка способен превратиться в гармонично настроенный резонатор, созвучный тем многообразным тонким художественным вибрациям и энергиям, эстетическое содержание и смысл которых не поддаются словесному описанию, но которые мощно воздействуют на внутренний духовно-творческий рост Личности. Вторая задача, вытекающая из первой, связана с необходимостью создания специального музыкально-театрального репертуара, учитывающего возрастные особенности детей. Методика «Трёх Р» предусматривает создание на основе классической музыки авторских музыкально-поэтических сценариев, адаптированных к эмоционально-психологическим особенностям и вокальным возможностям детей разного возраста. Третья задача связана с поиском той художественно-литературной образности, которая глубоко затрагивает воображение детей, пробуждает в них творческую фантазию и вызывает эффект радости при непосредственном восприятии её содержания. Эта художественная образность лежит в сфере народной и литературной сказки, а для детей более старшего возраста – в области легенды, предания, былины, мифа. В процессе создания авторских музыкально-театральных сценариев в качестве сюжетной основы избираются всем известные литературные сказки, любимые образы которых, подобно волшебному ключу, открывают душу ребёнка ко всем художественным сторонам музыкального спектакля. Сказочные сюжеты используются в сценариях лишь в качестве внешней, легко узнаваемой канвы действия, при которой идейно-художественное содержание каждой сказки подвергается индивидуальной авторской интерпретации. Четвёртая задача, являющаяся центральной в Методике «Трёх Р», определяет разработку направлений, по которым возможно гармоничное введение в детские театральные постановки классического музыкального искусства, и разрабатывает принципы адаптации классической инструментальной музыки к эмоционально-психологическим особенностям мировосприятия детей разных возрастных уровней. Первое направление использует иллюстративно-образный принцип адаптации, основанный на трансформации невербального музыкального содержания инструментальной образности в конкретизированную литературно-сказочную образность музыкально-театрального действия. В процессе разработки данного адаптационного принципа осуществляется соединение избранных инструментальных эпизодов классической музыки с литературными образами сказки, лежащей в основе музыкально-сценической постановки. Такое соединение, представляя собой результат индивидуально-авторских ассоциаций, не является, однако, художественным произволом, поскольку за многовековую историю развития классической инструментальной музыки сложилась достаточно устойчивая интонационно-мелодическая семантика, связанная с тем или иным эмоционально-образным содержанием. Поэтому образы чисто инструментальной музыки обладают универсально-обобщённым содержанием подобным тому, каким обладают и образы литературных сказок, и между ними могут быть установлены художественно-ассоциативные параллели. Дети, свободно пребывая в естественной для них творческо-игровой среде музыкального театра, не разделяют в любимом сказочном образе его литературную и музыкальную составляющие, и, принимая весь образ целиком, входят во внутренний резонанс со всеми его художественными компонентами, в том числе и с классической музыкой. В процессе создания музыкально-театрального сценария такие художественные параллели закрепляют избранную конкретную музыку за определёнными действующими лицами и сюжетными ситуациями, в результате чего возникает лейтмотивная система, подобная той, на которой строится музыкальная драматургия опер и балетов. Участвуя в постановках музыкального театра, дети имеют возможность постигать музыкально-драматургические особенности композиционного строения классической оперы и балета, как правило, основанного на лейтмотивной системе. Это развивает их музыкальное мышление и способность к художественному обобщению. Помимо лейтмотивной функции, при помощи классической инструментальной музыки иллюстрируются разнообразные сюжетные линии театрального действия и раскрываются эмоционально-психологические состояния героев. Кроме того, классическая инструментальная музыка в её танцевально-жанровом разнообразии используется в танцевальных номерах спектакля. Корректируя условия жизни и мировосприятия современных детей, Методика «Трёх Р» опирается на «живое» исполнение фортепианной музыки (а не в виде фонограммы) как во время сценического показа спектакля, так и во время занятий-репетиций. В условиях современной действительности дети много времени проводят с компьютерами, плейерами, видеомагнитофонами, игровыми приставками и т. д. и слушают музыку, в основном, в средствах звукозаписи. Поэтому звучание на занятиях в течение всего учебного года настоящего музыкального инструмента (фортепиано) со всем диапазоном его тембрового богатства и живой теплоты переоценить невозможно. Живое исполнение музыкальных произведений как феномен непосредственного звучания, непосредственного вибрационного воздействия повышает эффект резонансной настройки ребёнка на высокую гармонию классической музыки. Первое направление, связанное с задачей введения классической музыки в детские сценические постановки, отводит детям роль слушателей, находящихся внутри театрального действа. Второе направление разрабатывает сферу, в которой все дети становятся непосредственными исполнителями классической музыки. Это сфера вокально-хорового воплощения музыкально-театральной образности. В ней каждый ребёнок, независимо от того, занимается ли он музыкой в специализированных учебных заведениях, имеет возможность исполнять классическую музыку в процессе хорового пения. Исходя из этого, второе направление связано с поиском принципов адаптации классической инструментальной музыки не только к эмоционально-психологическим особенностям, но и к техническим вокальным возможностям детей разных возрастных уровней. Главный адаптационный принцип заключается в художественной трансформации инструментальной мелодики в вокальную и создание на этой основе хоров, учитывающих возрастные голосовые возможности детей. Этот принцип реализуется в несколько этапов. На первом этапе из огромного репертуара классической инструментальной музыки выбираются образцы мелодики, обладающие ярко выраженной музыкальной семантикой, которая близка художественному смыслу определённых сказочных образов создаваемого спектакля. На втором этапе музыкально-сказочное содержание художественных образов в зависимости от их театрально-драматургического местоположения, значения и роли конкретизируется и детализируется. На третьем этапе, исходя из конкретизированного художественного содержания музыкально-сказочной образности, к избранным классическим мелодиям создаётся поэтический текст. Таким образом, в процессе адаптации классической инструментальной музыки к детскому мировосприятию и вокальному исполнительству создаются хоры, охватывающие достаточно широкий жанрово-семантический диапазон: хоры лирические, эпические, драматические, пейзажно-пасторальные, шуточные, игровые, хоры-монологи, заменяющие арии, хоры действенные, связанные со сценическим движением, хоры медитативно-созерцательные, а также хоры, совмещающие в себе разные жанровые признаки. Важнейшее значение при создании вокальной части музыкально-театральных постановок приобретает принцип неизменяемости, первозданности инструментальных мелодий, берущихся за основу создаваемых хоров. При таком подходе к работе с классическим музыкальным материалом, избранным для вокального исполнения, в мелодиях полностью сохраняются их интонационное строение и ритм, то есть сохраняется в неискажённом виде то чисто музыкальное содержание, которое вкладывалось композиторами в создаваемую ими музыку. Инновационные методические разработки сферы вокального исполнения детьми разного возраста образцов музыкальной классики реализуют на глубинном уровне поставленную цель резонансного развития личности ребёнка. Музыкальный звук – это гармонизированная вибрация, несущая потенциальную возможность воплощения музыкально-художественного смысла при взаимодействии с другими звуками. Каждый пропетый в отдельности музыкальный звук уже сам по себе оказывает гармонизирующее воздействие на своего исполнителя. Это воздействие неизмеримо усиливается при вокальном исполнении целой мелодии, являющейся носителем не только совокупности отдельных звуковых вибраций, но и воплощающей в своём интонационно-ритмическом строе гармонию обобщённо-целостной музыкальной мысли. Во время певческого исполнения классических мелодий достигается эффект настройки и перенастройки всей эмоционально-психической структуры личности ребёнка и превращения всех уровней его организма в подобие гармоничного, хорошо настроенного музыкального инструмента. Это приводит к глубинному духовному развитию и росту Личности. Пятая задача определяет выбор литературной формы сценария и создание словесного текста спектакля, не связанного непосредственно с музыкой. Для авторских музыкально-театральных сценариев избирается поэтическая форма литературной основы спектакля. При создании поэтического текста для сценической постановки учитываются возрастные особенности эмоционально-образного мышления детей. Помимо этого, в литературно-поэтическом языке сценария отражаются оттенки художественно-исторической стилистики той эпохи, к которой относится сюжетное действие инсценируемой сказки. Поэтический строй речи имеет интонационно-ритмические закономерности, близкие музыкальным. Таким образом, соединение в музыкально-театральных постановках классической музыки с поэтической формой сценической речи выстраивает всю художественную материю спектакля по единым гармонизующим законам. Использование в спектаклях поэтической речи, внутренне родственной музыке, усиливает воздействие на детей классической музыкальной основы сценического действия и утончает восприятие не только литературного слова, но и других художественных языков искусства. Кроме того, лаконичность и кристалличность художественной мысли, огранённой «поэтическим резцом», оказывает прямое воздействие на развитие мышления и речи детей, на укрепление памяти, на раскрытие интуитивного чутья к гармоничным явлениям искусства и жизни. Ребёнок, проникаясь ритмически-звуковой гармонией поэтического строя речи во время разучивания и воплощения своей роли на сцене, начинает улавливать гармоничные сочетания явлений окружающего мира, и сам, сначала интуитивно-неосознанно, а потом и сознательно, стремится к творческому созиданию. Шестая задача определяет особенности сценической постановки и режиссуры каждого спектакля. Для решения данной задачи необходимо объединение педагогов различных специальностей: музыки и хорового пения, хореографии, изобразительного искусства, труда, физической культуры. В процессе музыкально-театральных постановок создаются декорации, костюмы, продумывается освещение сцены и применение сценических спецэффектов. В начале работы над постановкой музыкального спектакля для каждого ребёнка, в зависимости от его индивидуальных интересов и уровня развития интеллектуально-творческих способностей, выбирается роль и разрабатываются средства её художественного и технического воплощения на сцене. В процессе реализации Методики «Резонансное Развитие Ребёнка» достигаются следующие результаты: Создание творческой среды, синтезирующей посредством игровой стихии разнообразные художественные элементы различных видов искусства. Созданные условия творческой среды дают возможность каждому ребёнку эффективно развиваться на основе резонансного принципа восприятия и познания. Повышение эффективности развития детей достигается за счёт комплексного подхода к созданию творческой среды, при котором круг охватываемых ею учебно-образовательных предметов постоянно расширяется. Создание уникального детского музыкально-театрального репертуара, который воплощён в авторских музыкально-поэтических сценариях, использующих мировую классическую музыку. Данные сценарии не имеют на сегодняшний день аналогов в сфере художественно-педагогического творчества. Уникальные музыкально-поэтические сценарии являются своеобразным художественно-творческим «продуктом», реализующим инновационные педагогические разработки Методики «Трёх Р». В течение многолетней педагогической практики был создан ряд авторских сценариев, охватывающих разнообразные жанры и виды музыкально-художественной стилистики. Все сценарии по мере их создания сценически воплощались детьми разного возраста и прошли неоднократную проверку на практике. Важнейшим свойством авторских сценариев является их универсальность. Использование сценариев рассчитано на всех детей без исключения, что подтверждено многолетней апробацией на практике в процессе постановок спектаклей различного уровня. Сценарии могут иметь практическое воплощение как в специализированных учебно-художественных заведениях, так и в рамках общеобразовательной школы, в общедоступных для всех детей условиях. На основе созданного музыкально-театрального репертуара приобщение всех детей, независимо от индивидуального уровня развития их интеллектуальных и природных художественно-творческих способностей, к сфере музыкального театра и классической музыки. Практическое освоение детьми разного возраста (с дошкольного до выпускных классов включительно) образцов мирового классического музыкального наследия, реализующее на глубинном уровне в процессе вокально-хорового исполнительства принцип резонансного развития каждого ребёнка. Реализация принципа резонансного развития детей в следующих достижениях: - раскрытие творческого потенциала; - развитие созидательно-творческих и интеллектуальных способностей; - развитие воображения и индивидуально-творческой фантазии; - развитие художественно-образного мышления; - утончение и расширение художественно-эстетического восприятия и мировосприятия в целом; - развитие способности входить в резонанс с художественными явлениями искусства; - укрепление эмоционально-психической сферы за счёт развития гибкой способности к внутренней «настройке» и «перенастройке», а также за счёт пластической способности к художественному перевоплощению; - снятие внутренних психических комплексов и зажимов за счёт возможности индивидуальной свободно-творческой самореализации в условиях игровой стихии детского музыкального театра; - повышение эрудиции и установлении шкалы истинных художественно-эстетических и духовных ценностей в сложных условиях современного мира; - пробуждение интереса к самообразованию в различных художественных и интеллектуальных сферах; - раскрытие и развитие способности к самопознанию; - утверждение осознанно-личностного стремления к духовному развитию и самосовершенствованию. Воплощение авторских музыкально-поэтических сценариев в детских музыкально-театральных постановках. К настоящему моменту осуществлены следующие постановки: - «Золушка» (по мотивам сказки Ш. Перро на основе западноевропейской музыки XVII – XIX веков); - «Снежная королева» (по мотивам сказки Г.Х. Андерсена на основе западноевропейской музыки XVII – XIX веков); - «Дюймовочка» (по мотивам сказки Г.Х. Андерсена на основе западноевропейской музыки XVII – XIX веков); - «Русалочка» (по мотивам сказки Г.Х. Андерсена на основе фортепианной музыки Ф. Шопена); - «Орфей» (по мотивам одноименного древнегреческого мифа на основе фортепианной музыки Ф. Шуберта); - «Спящая Красавица» (по мотивам сказки Ш. Перро на основе одноименного балета и фортепианной музыки П.И. Чайковского); - «Лебединое озеро» (на основе музыки одноименного балета П.И. Чайковского). В процессе учебной подготовки и сценической реализации данных музыкальных спектаклей дети младшего школьного возраста практически освоили избранные образцы западноевропейского (XVII-го, XVIII-го, XIX-го веков) и русского (XIX век) классического музыкального наследия. Таким образом, они вобрали в свой внутренний мир на основе резонансного принципа восприятия музыкально-художественную стилистику трёх исторических эпох: барокко, классицизма и романтизма, а также музыкально-стилистические особенности различных национальных композиторских школ: итальянской, французской, английской, русской, австрийской, чешской, немецкой. В процессе пения хоров каждый ребёнок, в силу развития своих музыкальных способностей и художественного восприятия, настраивался на возвышенный резонанс с музыкой И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Г. Пёрселла, Ф. Шуберта, А. Вивальди, П.И. Чайковского и др. Важным результатом музыкально-сценических постановок является привлечение родителей в сферу деятельности музыкального театра. Родители во время спектакля переживают и «проживают» вместе со своими детьми всё, что происходит на сцене. Через своих детей они настраиваются на внутренний тон спектакля, на созвучие с его содержанием и используемой в нём классической музыкой, тем самым усиливая общий художественный резонанс театрального зала и сцены. Это находит выражение в приподнято-радостном настроении и праздничной атмосфере сценических премьер. Многие родители принимают прямое участие в творческой деятельности театра посредством создания театральных костюмов для своих детей, выбора для них театральных аксессуаров и грима, разучивания с детьми стихотворных текстов их сценических ролей, совместного чтения литературных первоисточников, прослушивания вместе с детьми музыки тех композиторов, произведения которых легли в основу сценических постановок, посещения спектаклей профессиональных музыкальных театров. Для заинтересованных родителей устраиваются открытые уроки и мастер-классы, на которых им предоставляется возможность познакомиться с музыкально-поэтическим материалом, осваиваемым их детьми в театральных постановках. На таких творческих встречах родители по желанию могут совместно со своими детьми принять участие в разучивании хоров, в режиссёрско-актёрской работе над избранными эпизодами сценического действия, а также поделиться своими художественно-творческими идеями и опытом. Такая разносторонняя работа с родителями взаимно обогащает и детей, и родителей, и педагогический коллектив, способствуя углублению взаимопонимания и рождению новых творческих идей. Апробация педагогического опыта, реализующая инновационные разработки Методики «Трёх Р». В течение многолетней педагогической практики в процессе разработки Методики «Трёх Р» апробация осуществлялась в виде выступлений на региональных и городских конференциях и семинарах с последующим показом детских музыкально-театральных спектаклей, основанных на авторских музыкально-поэтических сценариях, а также в виде открытых уроков, мастер-классов и творческих встреч. Основные положения представленной методической разработки «Резонансное Развитие Ребёнка» прошли рецензирование и были одобрены НИЦ методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (рецензент – главный редактор журнала «Старинная музыка» доктор искусствоведения профессор Ю.С. Бочаров). Перспективы дальнейшего развития В развитии Методики «Трёх Р» намечаются следующие направления: Разработка комплексных параметров творческой среды за счёт расширения круга охватываемых ею учебно-образовательных дисциплин и введения новых художественных компонентов. Усовершенствование принципов внутреннего взаимодействия между предметными дисциплинами и художественными сферами, формирующими творческую среду. Разработка условий творческой среды, связанных с индивидуально-личностным аспектом проявления игровой стихии. Разработка данных условий направлена на эмоционально-психологическое раскрепощение детей разного возраста (особенно среднего и старшего) и на высвобождение ресурсов их индивидуально-творческой фантазии и художественного воображения при сценическом воплощении театральных ролей. Разработка условий творческой среды, связанных со взаимоотношением детей разного возраста внутри «художественного социума» музыкального театра. Поиск и разработка новых тем, идей, сюжетов для музыкально-театрального воплощения, охватывающих, в первую очередь, область отечественной мифологии и сказочно-былинного эпоса. Разработка новых композиционно-драматургических и музыкально-адаптационных принципов построения музыкального спектакля, связанных с созданием музыкально-театрального репертуара для детей старшего возраста. Разработка новой коллективной формы создания вместе с детьми избранных музыкально-театральных сценариев и их сценического воплощения. Эта перспективная коллективно-творческая форма жизнедеятельности детского театра найдёт своё воплощение в совместной разработке основной художественной идеи спектакля, сочинении литературного либретто, выбора музыки, связанной с определённой художественной образностью, зарисовке эскизов костюмов, коллективном создании театральных афиш и декораций. Поиск новых и дальнейшая разработка уже сложившихся направлений творческого взаимодействия с родителями. Дальнейшая публикация авторских музыкально-театральных сценариев для широкого внедрения инновационных разработок Методики «Трёх Р» в педагогическую практику общеобразовательных школ и художественно-специализированных учебных заведений. Публикация сценариев на сайте «Нотный Архив Бориса Тараканова» открывает возможность международного распространения инновационных разработок Методики «Трёх Р», воплощённых в уникальном детском музыкально-театральном репертуаре, как творческого достижения отечественной педагогики. Видеозаписи спектаклей «Золушка», «Снежная королева», «Лебединое озеро» и «Дюймовочка» в You Tubе: http://www.youtube.com/watch?v=PAyt3lY5EZw http://www.youtube.com/watch?v=SsqjhNByUXg&list=UUjW2z1q2DgjTLc7TvdHAw1g http://www.youtube.com/watch?v=kcSu5PGQ_cs&list=UUjW2z1q2DgjTLc7TvdHAw1g http://www.youtube.com/watch?v=ZCGgAhl53i4 - публикация авторского музыкально-театрального сценария «Золушка» на международном сайте «Нотный Архив Бориса Тараканова»: – Сайт Нотный Архив Бориса Тараканова (сайт бесплатный): http://notes.tarakanov.net/ – Ссылка на каталог по композиторам: http://notes.tarakanov.net/composers/r.htm – В этом каталоге нужно найти О. Ровенко "Золушка". – Или же в рубрике "Песни и музыка для детей": http://notes.tarakanov.net/bimbo.htm Об авторе инновационной Методической разработки «Резонансное Развитие Ребёнка». Ровенко Оксана Михайловна окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в 1988 году по специальности «музыковедение». С тех пор она постоянно занимается с детьми дошкольного (начиная с 4-летнего) и школьного возраста. Основное направление педагогической деятельности в течение многих лет связано с разработкой эффективных принципов адаптации классического музыкального искусства к восприятию детей разного возраста. Является призёром муниципального конкурса «Педагог года» (1996-1997 уч.г.), победителем в городском конкурсе «Полёт времён» в номинации «Человек – Земля – Космос» (2011г.), награждена премией мэра г. Королёва за многолетний педагогический труд и инновационные разработки в сфере детского художественного образования. После окончания консерватории с 1988г. до 2014г. включительно работала в Центре, имеющем на сегодняшний день название АОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Гармония». С 2010г. работает в Театре Юного Зрителя г. Королёва в детской творческой студии. С 2012г. является руководителем детского музыкального театра «Стожары» в МБО ДО «Центр развития творчества детей и юношества». | |
Категория: Педагогические секреты | Просмотров: 566 | |