Главная » 2018 » Март » 5 » Что такое инклюзивное образование?
16:42
Что такое инклюзивное образование?

Что такое инклюзивное образование?
Инклюзия в дополнительном образовании.
О положительном эффекте инклюзивного образования.

В соответствии с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года одной из основных задач является обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. Решение данной задачи включает в себя, помимо прочего, обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, в том числе к инклюзивному образованию.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» официально ввел понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27)
Инклюзия — это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных образовательных учреждениях, формирование процесса обучения с постановкой адекватных целей для всех учащихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
В Методических рекомендациях ГБОУ ВПО «Московский городской психололого-педагогический университет» № 729-р от 24.04.2015г. подчеркивается, что расширение образовательных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является наиболее продуктивным фактором социализации детей, относящихся к данной категории, в обществе. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы, расширяет рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.
Гуманистическая сторона инклюзивного образования отражена в его принципах. Восемь принципов инклюзивного образования (Пугачев А.С. Инклюзивное образование// Молодой ученый. - 2012 №10):
· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
· Каждый человек способен чувствовать и думать;
· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
· Все люди нуждаются друг в друге;
· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Если обратить внимание на последний предложенный принцип, то можно задуматься о том влиянии, которое инклюзия оказывает на развитие и воспитание детей, как имеющих ОВЗ, так и детей без таких ограничений. Практика инклюзивного образования свидетельствует о положительных следствиях для всех детей.
Положительные следствия инклюзивного образования для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.
Положительные следствия инклюзивного образования для детей, не имеющих ОВЗ: в инклюзивных группах дети имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в неинклюзивных группах. У них больше знаний о том, что означают «ограниченные возможности», и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.
Таким образом, многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
Категория: Страничка психолога | Просмотров: 28 | Добавил: Katringus