Главная » 2018 » Декабрь » 11 » "Воспитательный потенциал системы дополнительного образования" стр.686
15:44
"Воспитательный потенциал системы дополнительного образования" стр.686
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
 
Верясова Е. С., МБУДО «Центр творчества детей и юношества»,
педагог-организатор Россия,
Московская обл., г.о. Королёв
E-mail: gumensaje@mail.ru
 
Аннотация.

В статье актуализируется проблема формирования информационной культуры школьников в современных социокультурных условиях. Раскрывается воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в формировании информационной культуры детей школьного возраста. Abstract. In article the problem of formation of information culture of school students in modern sociocultural conditions is staticized. Educational potential of system of additional education of children in formation of information culture of children of school age is realized. Ключевые слова: воспитательный потенциал; дополнительное образование; школьники; информационная культура; образовательная организация. Keywords: educational potential; additional education; school students; information culture; educational organization. Актуальность проблемы формирования информационной культуры школьников в современных социокультурных условиях обусловлена интенсивным развитием информационных технологий, оказывающих существенное влияние на процесс воспитания детей. Безусловно, на фоне процессов глобализации мирового сообщества тотальная информатизация оказывает неизбежное влияние на формирование социальных и культурных ценностей детей. Сегодня образ среднестатистического школьника ассоциируется со следующими понятиями: рассеянное внимание (неспособность долго концентрироваться на одном объекте), «клиповое» мышление (восприятие мира через короткие яркие образы и послания), проблемы в речевой коммуникации (сложность изложения мыслей не только в литературном жанре, но и в общении в целом). Современные дети часто заменяют речевое общение на СМС-сообщения, переписку в социальных сетях и различного рода мессенджерах (WhatsApp, Viber и др.). Интернет стал основным источником для получения информации за счет таких преимуществ как мобильность, доступность, быстрота поиска, неограниченность 687 информационного пространства. Вместе с тем Всемирная сеть не лишена недостатков: например, информация может быть недостоверной, может не соответствовать определенным этическим нормам и т.д. Стремительная динамика развития медиаисточников получения информации неудержимой лавиной обрушивается на подрастающее поколение. Таким образом, перед педагогическим сообществом стоит непростая задача – формирование информационной культуры современных школьников, которая станет эффективным механизмом, обеспечивающим информационную безопасность, способствующим развитию представлений о ценностных ориентациях, нравственных и этических нормах общества. Понятие «информационная культура» трактуется неоднозначно. Разработкой методологических основ формирования понятийно-терминологического аппарата информационной культуры личности занимался ряд авторов: Н. Б. Зиновьева, Ю. С. Зубов, Г. Г. Воробьев, А. И. Ракитов, Н. А. Сляднева, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул и др. Впервые термин «информационная культура» был зафиксирован профессором Г. Г. Воробьевым в научной работе «Информационная культура управленческого труда» (1971). Г. Г. Воробьев определяет информационную культуру как необходимый набор знаний и умений в области оперирования информацией для эффективной организации управленческой деятельности [1]. Выдающимся российским ученым, педагогом, профессором Ю. С. Зубовым информационная культура рассматривается как форма информационного поведения, отражающая информационное мировоззрение личности, способность противостоять социальному прессингу, негативному воздействию. Ю. С. Зубов отмечает, что информационная культура личности проявляется через умения и навыки осуществлять информационные операции; способности к самоанализу и саморегуляции информационного поведения и личностного информационного поля; понимание закономерностей информационного развития для построения комфортных и эффективных взаимоотношений с окружающей средой [2]. В педагогическом смысле информационная культура проявляется: в интересе ребенка к информационной деятельности; осознании ее важной роли в образовательных процессах; осознанном выборе источников информации и владении алгоритмами их переработки; комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов; осознании себя как носителя и распространителя информации; активном информационном поведении [8]. Педагогическое сообщество акцентирует свое внимание на социокультурных и психолого-педагогических составляющих процесса информатизации общества, которые оказывают влияние на личность, ее развитие и социализацию. В связи с тем что наиболее активному влиянию «информационных атак» подвергаются дети школьного возраста, работа по формированию информационной культуры школьников должна вестись в первичных институтах социализации детей − в 688 семье, общеобразовательных организациях, учреждениях системы дополнительного образования детей. Особое внимание следует уделить раскрытию потенциала воспитательных возможностей организаций дополнительного образования по формированию информационной культуры школьников. Так, Л. И. Маленкова отмечает, что воспитательный потенциал системы дополнительного образования заключается в ее специфических, в отличие от школы, условиях: добровольность в выборе деятельности и форм ее реализации; творческий характер деятельности; многопрофильность; многообразие форм воспитательной работы; отсутствие довлеющей обязательной оценки успешности обучающегося; иное помещение, место, которое человек выбирает сам; возможность получения опыта неформального общения, взаимодействия с одухотворенными педагогами и сверстниками; опыт содружества поколений; опыт общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно происходит самоактуализация личности, поскольку созданы условия для проявления и развития всех ее признаков; необязательность дополнительного образования, возможность выхода в любое время, в любой момент (в отличие от невозможности уйти от школьного воспитания) [4, с. 160– 161]. Организации дополнительного образования способны эффективно компенсировать недостатки и разрешать противоречия школьной системы воспитания (обязательной, регламентированной, авторитарной) [4, с. 161]. Вышеперечисленные преимущества позволяют педагогам системы дополнительного образования более успешно и позитивно воздействовать на личность школьника в процессе формирования информационной культуры, избегая эффекта отторжения социальных ценностей, «навязываемых» школой. М. П. Нечаев в научных трудах, посвященных воспитательным системам школьного образования, говоря о проблемах и перспективах школьного воспитания, отмечает, что «с учетом новых социальных и культурных условий меняющегося общества на фоне общемодернизационных процессов в образовании актуализируется проблема поиска и научно-методологического обоснования новых подходов к управлению воспитательными системами. На практике это предполагает взаимообогащающий диалог, изменение ролевых позиций и увеличение степени свободы всех участников образовательных отношений. 689 Концептуально необходимо выйти на проблему духовно-нравственного развития и воспитания ребенка через организацию его субъект-субъектного взаимодействия в разных структурах... Воспитательная эффективность организации такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог − это межличностное взаимодействие “на равных”, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как он сам. Организация такого взаимодействия на практике позволит обеспечить синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов, и резко повысить результативность воспитания» [5, с. 24]. Вместе с тем воспитательная система организаций дополнительного образования, построенная на принципе свободного выбора, позволяет на практике осуществлять взаимообогащающий диалог «педагог – ребенок», равноправное межличностное взаимодействие. Дополнительное образование становится эффективным механизмом решения задач подготовки детей к жизни в информационном обществе (формирования информационной культуры), удовлетворения их повышенных познавательных потребностей и должно рассматриваться как необходимое условие удовлетворения индивидуальных потребностей школьников в формировании их информационной культуры. Наряду с этим только тесное сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и других социальных институтов дает возможность эффективно решать поставленную задачу по формированию информационной культуры школьников. Так, М. П. Нечаев отмечает следующее: «Воспитательная система образовательной организации – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения ее задач. Внешние связи современного учебного заведения должны быть достаточно широки и разнообразны. В первую очередь школе необходимо тесно сотрудничать с теми учреждениями, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитанности обучающихся… необходимо объединение усилий всех организаций города, округа, района, села. Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений, прямо или косвенно имеющих отношение к воспитанию и социализации» [5, с. 25]. Например, следует усовершенствовать систему разработки и реализации плана сетевого взаимодействия по формированию информационной культуры школьников организацией дополнительного образования детей с библиотеками города. В связи с тем что библиотеки являются традиционным информационным ресурсом и неотъемлемой частью русской культуры, необходимо повышать их престиж и обучать детей добывать информацию не только привычным для них способом через Интернет, но и при непосредственном 690 взаимодействии с книгой. К сожалению, сегодня большинство школьников имеют слабое представление о том, что такое библиотека, как правильно пользоваться картотекой и черпать информацию из книги. Самостоятельный поиск литературы в библиотечных картотеках с целью добыть информацию, необходимую для написания школьных рефератов, полностью утратил свою актуальность. Между тем библиотека – это многофункциональный социальный институт, развивающийся в соответствии с тенденциями нашего времени, выполняющий информационную и просветительскую функции. Первостепенной задачей библиотеки является обеспечение удовлетворения конституционных прав граждан на информацию, знания, образование и культуру. Итак, по мере развития средств массовой коммуникации воспитательные системы современных образовательных организаций все более акцентируют внимание на аксиологических и культурологических аспектах проблемы, приоритетной задачей становится формирование информационной культуры. Информационная культура школьников является частью общей культуры личности, включающей систему социокультурных ценностей общества, знания правовых и этических норм поведения в информационном пространстве, умения и навыки осуществлять поиск информации в комплексном использовании традиционных, электронных, сетевых и других информационных ресурсов, в осознании себя как носителя и распространителя информации. Формированию информационной культуры детей школьного возраста в организациях дополнительного образования способствуют следующие психолого-педагогические условия: свобода выбора, разнообразные и нестандартные формы обучения, моделирование воспитывающих ситуаций в целях приобщения школьников к аксиологическим основам информационной деятельности; создание информационно-развивающей среды занятия; обеспечение творческой самореализации; отсутствие довлеющей школьной системы оценок; создание ситуаций самоанализа школьниками процесса и результата собственной информационной деятельности. Система воспитания организации дополнительного образования, равно как и общеобразовательной организации, реализующей ФГОС НОО, ООО и СОО, должна быть направлена на моделирование ценностно-смыслового контекста развития личности ребенка в соответствии с социокультурными нормами российского общества, опираясь на наше историческое наследие.
Список использованных источников
1. Воробьев, Г. Г. Информационная культура управленческого труда / Г. Г. Воробьев. – М. : Экономика, 1971. – 108 с. 691
2. Зубов, Ю. С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов // Проблемы информационной культуры : сб. ст. – М., 1994. – С. 5–11.
3. Краткий справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, при участии Т. И. Поляковой, Ю. В. Лисовской; под общ. ред. Г. И. Поздняковой. – СПб. : Профессия, 2001. – 352 с.
4. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие / Л. И. Маленкова. – М. : Пед. общество России, 2002. – 480 с.
5. Нечаев, М. П. Воспитательный процесс в современных условиях: состояние, проблемы и пути развития [Электронный ресурс] / М. П. Нечаев // Конференциум АСОУ : сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. / науч. ред. Л. Н. Горбунова. – М. : АСОУ, 2015. – Вып. 4. – С. 21–27. – Режим доступа: http://new.asoumo.ru/images/files/conferencium_2016/31.07.2016__conf_2015_4.pdf (дата обращения: 12.02.2018).
6. Нечаев, М. П. Основные тенденции и перспективы реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / М. П. Нечаев // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С. 3–12.
7. Нечаев, М. П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды : монография / М. П. Нечаев. – М. : АСОУ, 2015. – 152 с.
8. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. – 512 с.
Категория: Научно-методическая деятельность | Просмотров: 11 | Добавил: Katringus