Главная » 2018 » Октябрь » 16 » Психологическое здоровье детей: о влиянии родительских установок
15:01
Психологическое здоровье детей: о влиянии родительских установок
Родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно на первых этапах психо-эмоционального развития непререкаем, абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…». Повзрослев, они обретут способность осознавать и контролировать, многое подвергать сомнению, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. А пока не могут, не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многие из тех установок, которые дети получают от своих мам и пап, в дальнейшем определят их поведение (причём стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях), их отношение к себе и окружающим.
Предвидя бурные возражения, мол, на самом деле, все родители желают своим чадам добра и большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Это-то и обидно! Негативные установки чаще всего срываются с родительских уст ненароком, нечаянно…
Вспомните, как часто вы говорите своему ребёнку: «Я занят(а)»; «Посмотри, что ты натворил!»; «Когда же это кончится?!»; «Как же ты мне надоел!»; «Это надо делать не так»; «Неправильно!»; «Когда же ты научишься?»; «Сколько раз я тебе говорила!»; «Ты совсем не жалеешь маму!»; «Ты сведёшь меня с ума»; «Что бы ты без меня делал!»; «Вечно ты во всё лезешь!»; «Уйди от меня!» и т.д. и т.п.
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь тому, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, недоверчив, неуверен в себе. Чувства вины и стыда, которые незаметно формируют подобные установки, не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым.
И наоборот, слова «Ты самый любимый»; «Ты очень много умеешь»; «Что бы мы без тебя делали!?»; «Я помогу тебе»; «Как я рада за тебя!»; «Расскажи мне, что с тобой…»; «Иди ко мне!»; «Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость. Мы любим тебя» и т.д. – ласкают душу ребёнка, формируют чувство уверенности в себе, защищённости… Иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Он и сам давно понял, что был не прав и сейчас ему только нужно – прижаться к маме…
«Я не хочу читать, я всё равно плохо читаю!», «Не буду писать буквы, у меня красиво никогда не получится», - любой учитель начальной школы слышал подобное не раз. «Да ладно, не тратьте на меня время, я всё равно не пойму. Я ж бестолковый!» - а это уже в средней школе… Откуда это у них?...
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»… Скольких школьных проблем, да и, в целом, жизненных, можно было бы избежать, если б все родители были мудры и «сдержанны в речах», как нам того хотелось бы!.. Задумывались ли мы, взрослые, какие установки давали нам наши родители? Не являются ли они внутренним указателем на нашем собственном жизненном пути? Это действительно важно - думать о последствиях, прежде чем что-то категорично заявлять ребёнку.
Не говорите своему ребёнку того, чего вы ему на самом деле не желаете…
Категория: Страничка психолога | Просмотров: 25 | Добавил: Katringus